ГДЗ по географии для 10 класса Витченко А.Н.
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
Тест по географии (10 класс) на тему: Модуль заданий для практических работ в 10-11 классах
Модуль заданий для практических работ в 10-11 классах
Материал разработан учителем географии
МБОУ Сатламышевская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ
Гимадиевым Ильфатом Шакирзяновичем
Практическая работа №1 (итоговая).
Составление систематизированной таблицы «Государственный строй стран мира» (дается для заучивания на дом, на следующем уроке проверка).
Форма правления | Форма административно-территориального устройства | |||
Республики | Монархии | Унитарные | федеральные | |
Конституционные | Абсолютные | |||
Россия ФРГ Франция Греция Израиль ЮАР США Бразилия Португалия Китай КНДР | Нидерланды Бельгия Дания Норвегия Испания Япония Малайзия Таиланд Великобритания Иордания Канада | Саудовская Аравия Кувейт ОАЭ Оман | Франция Дания Италия Китай Аргентина Чили Нигерия Ангола Египет Великобритания Финляндия Португалия Италия Япония Саудовская Аравия | Россия ФРГ Бельгия Швейцария Австрия Испания Индия ЮАр США Канада Мексика Бразилия Австралия |
Вариант №2 (способ).
Дать перечень стран и дети самостоятельно заносят их в таблицу.
I вариант
Форма правления | Форма административно-территориального устройства | |||
Республики | Монархии | Унитарные | федеральные | |
Конституционные | Абсолютные | |||
Россия Франция США Бразилия Польша Китай ЮАР Швейцария | Дания Испания Япония Таиланд | Саудовская Аравия ОАЭ | Франция Дания Китай Польша Япония Испания Саудовская Аравия Таиланд | Россия Бразилия Швейцария ОАЭ ЮАР США Канада |
II вариант | ||||
ФРГ Греция ЮАР Индия Австралия Бразилия Португалия КНДР Китай | Япония Норвегия Великобритания Бельгия | Кувейт Оман | Греция Кувейт Япония Норвегия Великобритания КНДР Португалия Китай Оман | ФРГ ЮАР Индия Австрия Бразилия Бельгия |
Практическая работа №2 (текущая)
Составление политико-географического комментария к событиям, происходящим на политической карте мира (ПГП страны, изменение во времени). (1 ч. Реферат + 1 ч. сообщение). «Горячие точки планеты».
Мини-сочинение
- Израиль – Палестина (Ближний Восток)
- Северная Ирландия (Европа)
- Испания – выступления басков
- Кипр – турецко-греческий конфликт
- Югославия
- Болгария (выступления турков)
- Румыния (положение в стране венгров)
- Россия – чеченская республика
- Индия – Пакистан
- Ирак – Иран
- Китай – Тайвань
- Россия – Япония
- Объединение Германии
Практическая работа №»3 (итоговая)
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Вариант 1 (нефть), Вариант 2 (каменный уголь)
Страны | Запасы, млрд. тонн | Добыча, млн. тонн | годы |
Россия Великобритания Китай США Венесуэла Саудовская Аравия | 7,5 0,7 3,2 4,4 8,7 4,6 | 51,5 95 140 430 105 325 | 14 7 23 10 83 14,1 |
СНГ Германия Китай США Австралия | 280 98 105 400 85 | 700 435 1080 945 210 | 400 225 97 423 404 |
Практическая работа №4 (итоговая)
Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний.
Уголь
Азия
Северная Америка
Европа
США
- Аппалачский
- Западный
Германия
- Рурский
- Саарский
Украина
- Донбасс
Великобритания
- Шотландский
- Йоркширский
- Юж. Уэльский
Россия
- Печорский
- Кузбасс
Нефть
Азия
Центральная Америка
Африка
- Персидский залив
- Западно-сибирский бассейн
- Мексиканский
- Волго-уральский
- Североморский
- Карибский
- Западная Африка
- Северная Африка
Металлические руды
Азия
Латинская Америка
Австралия
Северная Америка
Африка
Пояс
- Заир – Замбия
- Чили – Перу
Пояс
- Китай – Малайзия – Индонезия
- Австралия
- Бразилия
- Ямайка
- Гвинея
- Гана
- Суринам
- Лотарингия (фр.)
- Приозерный (США)
- Австралия
- Канада
- Бразилия
- Швеция (Керуне)
- Индия
Отметить на контурной карте или схеме месторождения полезных ископаемых
Вывод: выявить страны, обладающие территориальным сочетанием полезных ископаемых.
Практическая работа №5 (текущая)
Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем».
Рефераты-сообщения
Темы:
- Средиземноморье прошлом, настоящем и будущем.
- Ресурсы и экология Средиземного моря.
- Экологические проблемы Средиземноморья и пути их решения
Мини-сочинение.
план
- Какие природные ресурсы данного региона являются наиболее перспективными
- Каковы основные источники загрязнения Средиземного моря
- Почему проблема загрязнения этого морского бассейна стоит наиболее остро.
- К каким последствиям может привести в дальнейшем загрязнения Средиземного моря?
- Составьте свой проект решения этой проблемы.
Практическая работа №6 (итоговая)
Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира
(Западная Европа и Юго-Западная Азия).
Страны | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост, ‰ |
I вариант Германия Болгария Оман Йемен | 10 10 53 50 | 11 13 4 14 | -1 -3 49 36 |
II вариант Венгрия Италия Нигерия Кения | 12 9 43 45 | 14 10 12 12 | -2 -1 31 33 |
Вывод:
Западная Европа I тип воспроизводства и «демографическая зима»,
Причины:
- занятость женщин
- >доля горожан
- >пожилые
Юго-западная Азия – II тип воспроизводства – «демографическая весна»
Причины:
- домохозяйки
- >сельского населения
- >молодых
- сокращается смертность
- ислам
Практическая работа №7 (итоговая)
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов.
(некоторых стран и регионов мира)
Стран I и II типа воспроизводства
- по половозрастной пирамиде сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран I и II типа воспроизводства.
- сравните доли трудовых ресурсов, характерных для развитых и развивающихся стран
ответ:
I тип детей рождается меньше, чем II тип воспроизводства Р
Причины:
I тип пенсионеров > чем II тип
Благосостояние людей выше у стран I типа, здравоохранение развито лучше
Трудовые ресурсы развитых стран составляя.т 60%, развивающихся 56%
Практическая работа №8 (текущая)
Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства
(учебник Гладкий) или таблица
Пояснения:
структура м/х состоит из секторов (сфер)
- с/х (первичная)
- промышленность (вторичная)
- сфера услуг (третичная)
- торговля, кредитно-финансовая система, транспорт и связь, бытовое обслуживание, культура, образование
- сфера – информационный сектор экономики (процесс создания, обработки и хранения информации)
Макроструктура стран
- аграрная с/х > промышленность
- индустриальная промышленность>с/х
- постиндустриальная непроизводственная сфера > производственной сфера
в производственную сферу входят: промышленность и с/х
- запишите соотношение доли населения, занятого в производственной сфере к непроизводственной
США 33:67
Япония 44:56
ФРГ 45:55
Франция 42:58
Великобритания 36:64
Италия 43:57
Венгрия 62:38
Индия 83:16
- исследуя таблицу, выделите страны
- аграрные (8,9,10,11)
- индустриальные (7,12)
- постиндустриальные (6,5,4,3,2,1)
обратите внимание, что
Венгрия и Чехословакия – это страны – индустриальные, так как в промышленности занято больше людей, чем в с/х
Аграрно-индустриальные страны: Индия, Вьетнам, Монголия
Остальные постиндустриальные страны
Гладкий с. 55 (2000 г.)
Отраслевая структура хозяйства | США, % | Китай, % | Индонезия, % |
I сфера промышленность II сфера с/х III сфера Транспорт Торговля Услуги быта Услуги Наука Образование Здравоохранение Культура | 28 4 20 48 | 15 60 14 11 | 12 60 18 10 |
По вариантам
I США – Китай II США – Индонезия
- выделите страны
- аграрные
- индустриальные
- постиндустриальные
- запишите соотношение доли населения, занятого в производственной сфере к непроизводственной
Вывод:
- Что такое «экономически активное население».
- К какому типу стран относится США по макроструктуре и почему?
- к какому типу стран относится Китай и Индонезия по макроструктуре н/х и почему?
Практическая работа №9 (текущая)
Объяснение миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и Азиатского пространства.
Причины миграций | Регионы (страны) | |
откуда | куда | |
|
Сев. Африка Турция
Пуэрто-Рико
Индия Судан Египет Вост. Европа Россия Индия Западная Европа Палестина Югославия Северная Ирландия | Западная Европа (центр) США Страны добычи нефти ( ) Персидского залива США Ближний Восток Вост.и Зап. Европа США |
Практическая работа №10 (текущая)
Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.
США
Мегаполис Бос-Ваш
- перечислите города, входящие в мегаполис Бос-Ваш
Бостон – Провиденс – Нью-Йорк – Филадельфия – Балтимор – Вашингтон
- Почему эти крупнейшие города сосредоточены на северо-востоке США?
- исторический фактор
- природный
- социально-экономический
I вариант Бос-Ваш
II вариант Чипитс
Милуоки, Чикаго – Детройт – Кливленд – Питсбург
- природно-ресурсный
- социально-экономический
Практическая работа №11 (итоговая)
Составление характеристики центров современного мирового хозяйства (по Кузнецову)
- основной центр: США, Япония, страны Западной Европы, Австралия
Страны экономически развитые с постиндустриальной структурой хозяйства, на 1 месте непроизводственная сфера
- полупериферия: СНГ, Россия, Восточная Европа, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Северная и Южная Африка
Страны с переходной экономикой, индустриальные, индустриально-аграрные, НИС.
- периферия: страны Африки (без севера и юга), Азии
Страны развивающиеся, аграрные или аграрно-индустриальные
Вывод: мировое хозяйство делится на 3 центра (4 если НИС отдельно). Деление идет по уровню экономического развития стран.
Центры Мирового хозяйства и страны | Уровень развития страны и макроструктура |
| Экономически развитые, постиндустриальные |
| Развитые и развивающиеся, индустриальные, индустриально-аграрные |
| Развивающиеся, аграрные или аграрно-индустриальные |
| Развивающиеся, индустриальные |
Практическая работа №12 (итоговая)
Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран мира.
I Германия – Бразилия, II Великобритания – Аргентина
Территориальная структура
Экономически развитая страна
- высокоразвитые районы
- депрессивные
- отсталые
- районы нового освоения
Развивающиеся страны
- центр – столица (обычно порт)
- вспомогательные районы – экспортная продукция
- периферия
Вывод: региональная политика стран экономически развитых и развивающихся
Практическая работа №13 (итоговая)
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производственных сил до НТР и после НТР
Фактор | До НТР | После НТР (примеры) |
| Промышленность приморских районов развивается быстрее, на перекрестках транспортных путей | Сдвиг населения и производства в приморские районы (США, Япония) |
| Черная металлургия тяготела к сырью и топливу, цветная тяжелая металлургия тяготела к сырью |
|
| Производство алюминия тяготеет к ГЭС и воде, ЦБК, Химия | Арабские страны персидского залива, юг США – сдвиг в портовые города, ориентир на дешевое привозное топливо |
| Производство развито около дешевой рабочей силы |
|
| Около крупных городов | Деконцентрация, Концентрация
|
| Химическая, черная и цветная металлургия загрязняла окружающую среду | Сдвиг экологически грязных производств в развивающиеся страны |
| Ориентир на науку | Создание технополисов – города науки, США – силиконовая долина, Япония – Токио |
Практическая работа №14 (итоговая)
Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира (см. учебник стр. )
Практическая работа №15 (итоговая)
Составление ЭГ характеристики одной из отраслей промышленности мира (реферат, сочинение, картосхема)
Практическая работа №16 (итоговая)
Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах, оценка степени его развития. Сравнить транспортную систему Франции и Танзании (атлас стр. 23, учебник стр. 119-120)
Регионы (страны) | Густота сети автомобильных дорог | Доля транспорта в грузообороте | Доля транспорта в пассажирском обороте |
СНГ (Россия) | 1-5 | I ж/д II трубопровод III морской | I автомобильный II ж/д III воздушный |
Северная Америка (США) | 35-110 | I ж/д II автомобильный III морской | I автомобильный II воздушный III ж/д |
Латинская Америка (Бразилия) | 1-5 | I автомобильный II морской | I автомобильный II ж/д III воздушный |
Зарубежная Европа (Франция) | Более 110 | I морской IIавтомобильный III ж/д | I автомобильный II ж/д III воздушный |
Южная Азия (Индия) | 35-110 | I ж/д II морской III автомобильный | I автомобильный II ж/д III воздушный |
Вывод:
- Виды транспорта
- Конфигурация транспортной системы
Транспорт экономически развитых стран отличается высоким техническим уровнем и взаимодействием различных подотраслей. 75-80% общей длины мировой транспортной системы, мирового грузооборота и пассажирооборота.
Развивающиеся страны – транспорт — отстающая отрасль экономики, несформированность транспортной системы, преобладание одного — двух видов транспорта
Практическая работа №17 (текущая)
Составление картосхемы основных районов туризма для Старого и Нового Света
Северная Америка
- Йеллоустоун
- Парк Секвойя
- Каньон Колорадо
- Ниагарский водопад
- Мамонтова пещера
- Майя и ацтеки
- Флорида
- Калифорния
Южная Америка
- Куско (Перу)
- п. Амазония
- н. п. Канайма
- Анхель
Африка
- Пирамиды в Гизе
- парк Серенгети (Кения)
- парк Нгодо-Нгодо (Танзания)
- парк Крюгера (Мозамбик)
- водопад Виктория (Замбези)
Европа
- Лондон (Тауэр)
- Стоунхендж
- Версаль, Лувр
- Колизей (Рим)
- Акрополь (Афины)
- Пизанская башня
- Венеция
- Испания – Барселона
- Швейцария (горнолыжный спорт)
- Ницца, Ривьера
Азия
- Тадж – Махал
- Китайская стена
- Ян Фудзи и Будда
- Барабуду (Индонезия )
- Изумрудный Будда (Таиланд)
Австралия
- Большой барьерный риф
- н. п. Какаду
Практическая работа №18 (текущая)
Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Западной Европы.
Интегрир. Блоки | Проблемы природных ресурсов, пути решения | Проблемы трудовых ресурсов, пути решения |
общий рынок | Природные ресурсы Западной Европы истощены Минеральные – разработаны, идет разработка вглубь Нехватка минеральных ресурсов Водные загрязнены Антропогенный ландшафт | Нехватка трудовых ресурсов привела к миграциям из стран Северной Африки, СНГ, Центральной Америки |
| ||
|
Вывод: свободное перемещение товаров, капитала и услуг, технологий и рабочей силы.
Практическая работа №19 (текущая)
Создать ЭГ обоснования размещения двух – трех отраслей промышленности одной из стран
I вариант Германия
- черная металлургия
- точное машиностроение (бытовая техника и электроника)
- химическая промышленность (химия органического синтеза)
II вариант Франция
- черная металлургия
- автомобилестроение
- парфюмерия (химическая промышленность)
Отрасли | Фактор размещения |
Практическая работа №20 (итоговая)
Составить сравнительную ЭГ характеристику двух стран «Большой восьмерки»
Показатели для сравнения | Сравниваемые страны | черты | ||
Германия | Великобритания | Сходства | Различия | |
| Приморское, соседское, центральное | Островное, приморское | приморское | Развит. соседи, в центре Европы Германия |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
Вывод: причины, определяющие сходство и различие стран.
Практическая работа №21
Характеристика основных сельскохозяйственных районов Китая
Район | Специализация | Причины | |
С севера на юг | I II III | Зерно: пшеница, просо. Зерно: рис, пшеница, кукуруза, хлопок Технические:чай, сахар, джут, каучук, пальма | Умеренно-муссонный климат Субтропический муссонный климат Тропический муссонный климат |
С запада на восток | I II | Пастбищное животноводство с очагами земледелия Влаго- и теплолюбивые культуры | Горный рельеф, резко – континентальный климат Муссонный теплый климат |
Практическая работа №22
Отражение на картосхеме (основных) международных экономических связей Японии
Практическая работа №23 (итоговая)
Оценка природных предпосылок для развития промышленности и
сельского хозяйства Индии
Предпосылки | Развитие отраслей промышленности |
| Черная металлургия |
Цветная металлургия | |
| Аэрокосмическое машиностроение |
| Тяжелое машиностроение |
отходы черной и цветной металлургии | Химическая промышленность |
| Легкая (текстиль) |
| Рис |
| Пшеница |
| Хлопок |
Вывод: Индия аграрно-индустриальная страна с развитой с/х и промышленностью.
Практическая работа №24 (итоговая)
Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования природных ресурсов
Мини-сочин
nsportal.ru
Опыты и эксперименты по географии (10 класс) на тему: Практические работы по географии. 10 класс
Практическая работа №1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: из предложенного списка стран, на основе «визитной карточки» на форзацах учебника, составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира», используя таблицу.
Вариант 1. Бразилия, Дания, Испания, Канада, Китай, ОАЭ, Польша, Россия, Саудовская Аравия, США, Тайланд, Франция, Швейцария, ЮАР, Япония.
Вариант 2. Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Греция, Индия, Китай, КНДР, Кувейт, Норвегия, Оман, Португалия, ФРГ, ЮАР.
Форма правления | Форма административно-территориального устройства | |||
Республики | Монархии | Унитарные государства | Федеративные государства | |
Конституционные | Абсолютные | |||
Практическая работа №2. Характеристика ПГП страны, его изменений во времени.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
План характеристики ПГП ____________________________________.
1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;
в) стратегическая оценка государственной границы.
2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
а) возможность использования морского и речного транспорта;
б) торговые отношения с соседними странами;
в) обеспеченность страны сырьём.
3. Отношение к «горячим точкам» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;
в) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.
4. Общая оценка политического положения страны.
Образец выполнения работы.
Политико-географическое положение Франции.
Франция — экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андоррой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.
Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономического союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.
Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Средиземным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омывается Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Франция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следовательно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топливом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древесины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.
Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный потенциал и военные базы за пределами страны.
Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание №1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:
Страна | Запасы угля (в млрд. т) | Добыча | Ресурсообеспеченность |
США | |||
Китай | |||
Россия | |||
ЮАР | |||
Австралия | |||
ФРГ | |||
Индия | |||
Украина | |||
Великобритания | |||
Казахстан |
Вывод:
- Страны обеспечены углем неодинаково / одинаково.
- Ресурсообеспеченность углем в целом значительна / незначительна.
- Большая часть стран, имеющая запасы угля — _____________________ страны.
- Самые большие запасы угля имеет ____________________________________.
Задание №2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные рисунка на странице 137 и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод.
Страна | Запасы нефти | Добыча | Ресурсообеспеченность |
Саудовская Аравия | |||
Ирак | |||
ОАЭ | |||
Кувейт | |||
Иран | |||
Венесуэла | |||
Мексика | |||
Россия | |||
Китай | |||
США |
Вывод:
- Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже / выше, чем углем.
- Страны имеют неодинаковую / одинаковую ресурсообепеченность нефтью.
- Среди богатых нефтью стран выделяются _______________________ страны развивающиеся.
- Самая высокая обеспеченность нефтью у ________________________________.
Задание №3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения №4 и рисунка на странице 138.
Страна | Запасы газа | Добыча газа | Ресурсообеспеченность |
Россия | |||
Иран | |||
Нидерланды | |||
ОАЭ | |||
Саудовская Аравия | |||
США | |||
Венесуэла | |||
Алжир | |||
Канада | |||
Норвегия |
Вывод:
- Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока / высока.
- Страны имеют неодинаковую / одинаковую ресурсообеспеченность газом.
- Самая высокая обеспеченность газом у __________________________________.
- Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет _______________________________________________.
- ___________________________________ имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в ней хватит на _____ лет.
Задание №4. Используя данные рисунка на странице 142, таблицы 5, сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?
Страна | Запасы, | Добыча, | Ресурсообеспеченность |
Россия | |||
Украина | |||
Бразилия | |||
Австралия | |||
США | |||
Канада | |||
Индия | |||
Китай | |||
Казахстан |
Вывод:
- Первые три места по запасам железной руды занимают ____________________.
- По добыче железной руды лидируют ___________________________________.
- По ресурсообеспеченности лидируют ___________________________________.
Практическая работа №4. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: на основе анализа карт, текста учебника и статистических данных, оцените уровень и качество жизни в разных странах.
№ | Страна | ВВП | Грамотность | Продолжительность жизни | Детская смертность |
1 | Алжир | ||||
2 | Дания | ||||
3 | Россия | ||||
4 | Сомали | ||||
5 | США |
На основе сравнения сделать вывод о влиянии уровня развития страны на отдельные показатели:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №5. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: cделайте сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу и укажите причины высокой или низкой обеспеченности трудовыми ресурсами.
Страна | Население, млн. чел. | 0-15, % | 16-60, % | > 60, % | Тип воспроизводства | Тип страны | Доля ЭАН, % | Разница между 16-60 и ЭАН | Часть света (регион) |
Германия | 82,1 | 13,7 | 20,3 | 53,1 | |||||
Индия | 1297 | 31,2 | 5,3 | 38,7 | |||||
Сауд. Аравия | 31,5 | 27,6 | 3,1 | 24,2 | |||||
Сомали | 9,33 | 44,7 | 2,7 | 39,8 | |||||
Чехия | 10,5 | 14,2 | 15,2 | 50,5 |
Доля населения среднего возраста: мир – 58%, Европа – 60%, Азия – 57%, Северная Америка – 60%, Латинская Америка – 55%, Австралия и Океания – 62%, Африка – 44%. | ||
Страна | Доля населения среднего возраста по сравнению со средним региональным показателем | Доля населения среднего возраста по сравнению со средним мировым показателем |
Германия | ||
Индия | ||
Сауд. Аравия | ||
Сомали | ||
Чехия |
Страна | Классификация (постиндустриальная, индустриальная, аграрная) | Доля ЭАН занятого в производственной сфере | Тип страны | Регион |
Германия | ||||
Индия | ||||
Сауд. Аравия | ||||
Сомали | ||||
Чехия |
Вывод: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте размещения крупнейших городских населенных пунктов мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: обозначить на контурной карте крупнейшие городские населенные пункты мира.
Практическая работа №7. Составление ЭГХ одной из отраслей промышленности мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: составить ЭГХ одной из отраслей промышленности мира по примерному плану на странице 189.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №8. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции, видов сырья.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: определить страны – лидеры по производству и экспорту продукции, заполнив таблицу.
№ | Нефть | Природный газ | Уголь | Железная руда |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
№ | Медная руда | Бокситы | Сталь | Прокат |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
№ | Автомобилестроение | Судостроение | Авиастроение | Электроника |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Причины: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №9. Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: определить страны – лидеры по производству и экспорту сельскохозяйственной продукции, заполнив таблицу.
№ | Пшеница | Рис | Кукуруза |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
№ | Тростниковый сахар | Хлопок | Натуральный каучук |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
№ | Скотоводство | Свиноводство | Овцеводство |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Причины: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №10. Составление картосхемы основных районов международного туризма.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Последовательность выполнения работы:
1. Используя ранее полученные знания по географии и другим школьным курсам, а также дополнительные источники информации, нанесите на контурную карту основные районы международного туризма для Европы.
2. Выделите регионы с сочетанием памятников природы и культуры.
3. Проложите маршруты мирового круизного туризма.
4. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.
nsportal.ru
Практическая работа № 11 по географии 10 класс «Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства»
Практическая работа № 11 по географии 10 класс «Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства»
Цель работы: формирование умений составления характеристики центров мирового хозяйства по картам атласа.
Задание 1: Используя Приложение 1, нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства.
Десять главных центров мирового хозяйства Приложение 1.
№ п/п
Центры
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Зарубежная Европа
Северная Америка
Китай
Япония
НИС Азии
Индия
Бразилия
СНГ
Страны Персидского залива
Мексика
Задание 2: по Международным экономическим группировкам стран мира»
2. 1. На контурной карте мира красным цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Европейского Союза (ЕС). Страны: ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Великобритания, Дания, Ирландия. Греция. Испания, Португалия. Австрия, Швеция, Финляндия.
2. 2. На контурной карте Зарубежной Азии желтым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Страны: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. Камбоджа
2. 3. На контурной карте мира, синим цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Северо-Американская ассоциации свободной торговли (НАФТА). Страны: США, Канада , Мексика .
2. 4. На контурной карте мира зеленым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав
Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ). Страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия. Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
2. 5. На контурной карте мира оранжевым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Страны: Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт,
О А Э, Катар – в юго-западной Азии. Индонезия в Юго-Восточной Азии. Алжир, Ливия, Нигерия в Африке. Венесуэла в Южной Америке.
Практическая работа № 11 по географии 10 класс «Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства»
Цель работы: формирование умений составления характеристики центров мирового хозяйства по картам атласа.
Задание 1: Используя Приложение 1, нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства.
Десять главных центров мирового хозяйства Приложение 1.
№ п/п
Центры
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Зарубежная Европа
Северная Америка
Китай
Япония
НИС Азии
Индия
Бразилия
СНГ
Страны Персидского залива
Мексика
Задание 2: по Международным экономическим группировкам стран мира»
2. 1. На контурной карте мира красным цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Европейского Союза (ЕС). Страны: ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Великобритания, Дания, Ирландия. Греция. Испания, Португалия. Австрия, Швеция, Финляндия.
2. 2. На контурной карте Зарубежной Азии желтым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Страны: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. Камбоджа
2. 3. На контурной карте мира, синим цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Северо-Американская ассоциации свободной торговли (НАФТА). Страны: США, Канада , Мексика .
2. 4. На контурной карте мира зеленым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав
Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ). Страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия. Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
2. 5. На контурной карте мира оранжевым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Страны: Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт,
О А Э, Катар – в юго-западной Азии. Индонезия в Юго-Восточной Азии. Алжир, Ливия, Нигерия в Африке. Венесуэла в Южной Америке.
infourok.ru
Практические работы по географии 10 класс
Итоговые (оценочные) практические работы по географии, 10 класс.
Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 397 с.: ил., карт.
Практическая работа №1.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цели работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность». 2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов.
Последовательность выполнения работы
(работу можно выполнить любым из двух предложенных вариантов)
I вариант
1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его регионов.
Вид
полезных ископаемых
Весь
мир
В том числе
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Африка
Америка
Австралия и Океания
Нефть,
млрд т
166,6
3,1
117,1
10,4
26,2
0,3
Природный газ, трлн м3
139,4
6,0
53,4
9,6
14,0
1,1
Уголь,
млрд т
1 239
317
345
72
422
83
По табл. 4 на стр.126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.
Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результат работы оформите в виде таблицы.
Весь мир (регион)
Вид топлива
На сколько лет хватит
Весь мир
Нефть
Природный газ
Уголь
Зарубежная Европа
Нефть
Природный газ
Уголь
Зарубежная Азия
Нефть
Природный газ
Уголь
Африка
Нефть
Природный газ
Уголь
Америка
Нефть
Природный газ
Уголь
Австралия и Океания
Нефть
Природный газ
Уголь
4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».
5. Сделайте вывод об обеспеченности мира и отдельных его регионов важнейшими видами топлива.
II вариант
1. По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, природного газа и угля для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.
Виды топлива
Страна
Запасы
Нефть, млрд т
Саудовская Аравия
43,1
Природный газ, трлн м3
Иран
20,7
Уголь, млрд т
США
397
По текстовым картам 24, 26, 27 на стр. 127-128 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) этих видов ресурсов в указанных странах.
Разделите показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Виды топлива
Страна
Запасы
Добыча
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
Нефть, млрд т
Саудовская Аравия
Природный газ, трлн м3
Иран
Уголь, млрд т
США
4. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».
5. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности данных стран важнейшими видами топлива.
Практическая работа №2.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Цели работы: 1. Научиться определять демографическую ситуацию в разных странах и регионах мира. 2. Научиться характеризовать особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.
Последовательность выполнения работы
1. Используя рис. 13 на стр. 63 учебника, охарактеризуйте распространение первого и второго типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия. Используйте также табл. 12 и 13 в «Приложениях». Краткие выводы запишите в тетрадь.
2. Укажите особенности демографической политики в разных странах и регионах мира.
3. Дополнительное задание: пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.
Практическая работа №3.
Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Цели работы: 1. Научиться определять основные направления международной торговли. 2. Развивать умение анализировать международную специализацию стран и регионов мира.
Последовательность выполнения работы
Дать определение понятию «Мировая торговля».
Используя рис. 42 (стр. 161), проанализировать товарную структуру мировой торговли
На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицу «Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции».
№ п/п
Страна
Промышленная продукция
Производство, млн.т.
Страна
С/Х продукция
Производство, млн.т.
1.
2.
3.
4.
5.
Нанесите эти страны на контурную карту. Стрелками покажите основные направления международной торговли.
Перечислите факторы, определяющие международную специализацию стран и регионов мира.
Практическая работа №4.
Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Цель работы: научиться определять роль России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Последовательность выполнения работы
Используя текст и «Приложения» учебника, заполнить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции».
№ п/п
Отрасли промышленности
Место в мире
Отрасли сельского хозяйства
Место в мире
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Сделайте вывод о роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
www.metod-kopilka.ru
Учебно-методическое пособие по географии (11 класс) на тему: практические работы по географии 10-11 кл
Практические работы по географии.
10 класс.
Практическая работа 1, 2.
Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.
Ход занятия: С помощью карт атласа выполните предложенные задания:
— Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.
— Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.
— Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия.
— Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.
Практическая работа 3,4
Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте
Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:
Вариант 1:
— Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти.
— С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте.
— С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте.
— Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.
Вариант 2:
— Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.
— С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.
— С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.
— Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.
Практическая работа №5
Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира
Зад 1 .Используя учебник и дополнительную литературу, «Визитную карточку стран» на форзаце учебника заполните таблицу, приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
По форме правления | По форме административно-территориального деления | ||||
республики | монархии | унитарные | федерации | ||
абсолютная | теократичекая | конституционная | |||
Практическая работа №6
Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени
Задание Анализ политико-географического положения одной из стран мира. (Каждый ученик выбирает самостоятельно страну)
План описания:
— политико-географического положения страны:
Общие сведения о стране (размеры страны, социально-экономический тип, столица).
Положение страны на материке.
Вид страны по географическому положению.
Участие страны в международных военных, экономических и политических организациях.
С какими странами и где граничит страна.
Участие стран-соседей в международных организациях.
Выделение среди соседних стран союзных, враждебных и нейтральных государств.
Какими морями (океанами) и где омывается страна.
Выход страны к важнейшим линиям международных коммуникаций.
”Горячие точки”, угрожающие безопасности страны.
Вывод о политико-географическом положении страны.
Практическая работа №7.
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:
Вариант 1:
1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.
Вариант 2:
- Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
- Занесите результаты в таблицу.
- Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран
- Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.
Страна | Виды ресурсов | |||
Минеральные | Земельные | Водные | Лесные | |
Россия | ||||
Япония | ||||
США |
Практическая работа 4.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.
Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения | |
Характерные черты естественного движения населения | ||
Примеры стран (по пять) | ||
Цель демографической политики | ||
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики |
Практическая работа 8.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.
Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:
Страна | Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения) | Наличие\отсутствие экологических проблем | Средняя продолжительность жизни |
Япония | |||
Швеция | |||
Россия | |||
Индия | |||
Руанда |
— Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.
— Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения
Практическая работа 9.
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:
Демографическая политика.
Страны первого типа воспроизводства населения | Страны второго типа воспроизводства населения | |
Характерные черты естественного движения населения | ||
Примеры стран (по пять) | ||
Цель демографической политики | ||
Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики |
Вариант 1.
Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.
- Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.
- Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.
- Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.
Страна | Численность населения | Естественный прирост | Возрастной состав | Половой состав | Занятость населения | ||
в промышлен- ности | в сельском хозяйстве | в сфере услуг | |||||
Вариант 2.
— Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения
— Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.
— Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет.
— Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения
— Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.
Статистические материалы для практической работы
Страна | Численность населения | Естественный прирост (кол-во чел. на 1000 жителей) | Возрастной состав | Доля городского населения | Занятость | ||
В промыш- ленности | В сельском хозяйстве | В сфере услуг | |||||
Бразилия | 192,5 млн. | 11,43 | 0-14 – 26,3% 15-64 – 57% 65 и старше — 6,7% | 83,1 % | 14% | 20% | 66% |
Франция | 65,4 млн. | 4,25 | 0-14 – 18,6% 15-64 – 65% 65 и старше-16,4% | 77 % | 24,4% | 4,1% | 71,5% |
Монголия | 2,7 млн. | 14,64 | 0-14 – 27,9% 15-64 – 68,4% 65 и старше – 3,7% | 60,2% | 10% | 42% | 48% |
Практическая работа 10.
Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.
Цель работы: формирование умений составления характеристики центров мирового хозяйства по картам атласа.
Задание 1: Используя Приложение 1, нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства.
Десять главных центров мирового хозяйства Приложение 1.
№ п/п | Центры |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Зарубежная Европа Северная Америка Китай Япония НИС Азии Индия Бразилия СНГ Страны Персидского залива Мексика |
Задание 2: по Международным экономическим группировкам стран мира»
2. 1. На контурной карте мира красным цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Европейского Союза (ЕС). Страны: ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Великобритания, Дания, Ирландия. Греция. Испания, Португалия. Австрия, Швеция, Финляндия.
2. 2. На контурной карте Зарубежной Азии желтым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Страны: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. Камбоджа
2. 3. На контурной карте мира, синим цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Северо-Американская ассоциации свободной торговли (НАФТА). Страны: США, Канада , Мексика .
2. 4. На контурной карте мира зеленым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав
Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ). Страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия. Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
2. 5. На контурной карте мира оранжевым цветом обозначьте государства, вошедшие в состав Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Страны: Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт,
nsportal.ru
Практическая работа по географии 10 класс
Практические работы по географии с использование математических формул. Расчёт Индекса Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП).
Класс 10
Тема: «Население мира».
Современный школьник – это человек, требующий от образовательного процесса не столько получения определённого объёма знаний, как возможность получать эти знания способом активной деятельности на уроке. Не часто услышишь фразу: «Было так интересно, что я не заметил, как прошёл урок». Для учителя, это- наверное, самая высокая оценка его труда. Существует много способов создать творческую, и в то же время продуктивную деятельность с обучающимися на уроке. Один из таких способов я часто применяю и добиваюсь хороших результатов – это решение географических задач. Синтез двух наук географии и математики, иногда ещё и химии с физикой развивает логику, память (запоминание формул) , формирует самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость, способствует активному усвоению материала.
Школьные учебники географии в полном объёме не позволяют реализовать на практике задачный подход. Но учителю по силам применить метод, как один из способов подачи нового материала, или закрепление уже изученного. Тем более, что сегодня Закон об образовании даёт право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в программе.
Мы знаем, что далеко не просто реализовать практико — направленный урок по причине нехватки времени. Простая передача учебной информации занимает очень много учебного времени и не всегда оправдывает себя. Для школьника это скучно, нудно, приходиться много писать, а затем ещё и запоминать большой объём информации. Наши гиперактивные дети хотят добиваться всего сами, желательно быстро, им интересны нестандартные подходы к решению проблемы, очень хочется проявить себя и показать на что способен. А как горят глаза, когда такой «вундеркинд» услышит похвалу от учителя или возглас одобрения одноклассников. Что бы дать возможность ребёнку получить знания нестандартным способом применяю решение задач по математике, но с географическими условиями. Для проведения таких уроков-практикумов требуется тщательная подготовка, организация. Не зря говорят, что практическая работа –это головная боль для учителя.
В связи с этим возникла необходимость в конструировании задач, среди которых есть примеры из различных сборников, а также авторские задачи. Хотелось бы познакомить вас с примерами решения задач на уроках географии в 10 классе, задачи, направленные на усвоение понятий, представлений в теме «Население мира».
В данной теме выясняются типологии стран мира по уровню социально-экономического развития, обучающиеся знакомятся с новым понятием ИРЧП (Индекс Развития Человеческого Потенциала). В учебниках географии по этому вопросу даётся довольно скудная информация. ООН для определения качества жизни населения стран определила этот показатель как решающий. По данному признаку судят о перспективах развития страны
В процессе изучения темы прослеживаются межпредметные связи с историй, политической экономикой, математикой.
Дополнительная информация
ИРЧП – это индекс сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом эль –Хаком. Максимально возможное значение ИРЧП -1, минимальное-0
При подсчёте ИРЧП учитывается 3 вида показателей.
Средняя продолжительность предстоящей жизни
Индекс продолжительности жизни: LE (сред. прод. жизни) – 25
85-25 (Мах-МИН лет)
(У России 70.5 лет, 123 позиция)
Уровень грамотности взрослого населения страны (2\3 индекса жизни) и совокупная доля учащихся (1\3индекса). Определяется комбинацией двух показателей-грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним, высшим).
Индекс доступного образования= 2\3 индекса грамотности+1\3индекса образования
Материальный уровень жизни (оценивается величиной реального ВВП на душу населения в долларах США.
Индекс реального ВВП на душу населения (У России 2003 году 56 место 0.76)
Вывод: Достижения в каждой из этих трёх областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной ситуации:
-ожидаемая продолжительность жизни 85 лет (мах)
-Грамотность 100%
-ВВП на душу населения 40000 долларов
Затем вычисляется среднее из трёх индексов.
(использован материал А.В. Гришечко «Индекс человеческого развития 2011 г. Информационно-методический бюллетень».
Практическая работа «Подсчёт индекса ИРЧП по формулам».
Цель работы: Познакомить обучающихся с новым показателем, характеризующим качество жизни (введён ООН),
Задачи: научить подсчитывать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Устанавливать взаимосвязи между тремя видами показателей, учитываемых при подсчёте ИРЧП. Полученные знания закрепить практически, используя математические вычисления. Выделить группы стран по ИРЧП, используя вычисления.
Материалы и оборудование: политическая карта мира, школьные атласы, линейка, карандаш, калькулятор, таблица статистических данных, «бортовой журнал».
Инструктивная карта — «Бортовой журнал».
Задание1.
Используя данные таблицы 1, подсчитайте индекс ИРЧП для каждой страны.
Задание 2.
Сделайте вывод об уровне социально-экономического развития стран, используя формулу:
Индекс человеческого развития (HDI) — это средне арифметическое от трёх показателей: Индекс ожидаемой продолжительности жизни (LEI)+ Индекс уровня образования (EI)+ Индекс среднедушевого ВВП (GDP1).
Общая формула: (( HDI )= (LEI) + (EI) + (GDP1)) :3
Таблица 1.
Индекс уровня образования
(EI)
Индекс среднедушевого ВВП (GDP1)
Индекс человеческого развития (HDI)
Норвегия
0.91
0.99
0.99
США
0.87
0.97
0.99
Япония
0.95
0.94
0.94
Германия
0.90
0.96
0.94
Россия
0.67
0.96
0.76
Бразилия
0.76
0.89
0.73
Проверь себя!
Индекс уровня образования
(EI)
Индекс среднедушевого ВВП (GDP1)
Индекс человеческого развития (HDI)
Норвегия
0.91
0.99
0.99
0.963
США
0.87
0.97
0.99
0.944
Япония
0.95
0.94
0.94
0.943
Германия
0.90
0.96
0.94
0.930
Россия
0.67
0.96
0.76
0.795
Бразилия
0.76
0.89
0.73
0.792
Вывод:
infourok.ru