10 класс

Лабораторная работа 1 10 класс физика – Лабораторные работы №1 (10 класс)

Материал по физике (10 класс) на тему: Лабораторная работа 10 класс

Фамилия Имя:_____________________________________________________

Лабораторная работа №5

   «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Цель работы: проверить закон Ома для полной цепи, измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Приборы и материалы: источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.

Примечание: при сборке электрической цепи ползунок реостата установите в среднее положение.

Тренировочные задания и вопросы

  1. Запишите формулу закона Ома для участка цепи: ____________________________________
  2. ЭДС источника тока – это ________________________________________________________
  3. Определите напряжение участка цепи постоянного тока, если через резистор сопротивлением 20 Ом проходит ток силой 250 мА.
  1. Закон Ома для полной цепи (формулировка):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ЭДС источника равна 12 В, а внутреннее сопротивление 2 Ом. Определите сопротивление внешней цепи, если сила тока в цепи равна 2 А.
  1. Закон Ома для полной цепи записан в виде . Что определяют величины  и ?
  2. ЭДС источника равна 6 В, Сила тока в цепи равна 250 мА, а внешнее сопротивление цепи 20 Ом. Найдите внутреннее сопротивление источника.

Ход работы

  1. Соберите электрическую цепь согласно схеме.
  2. Проверьте работу ползунка реостата.
  3. Проверьте работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе, при перемещении ползунка реостата.
  4. При разомкнутом ключе измерьте ЭДС источника тока _____.
  5. При разомкнутом ключе измерьте силу тока в цепи и напряжение внешней цепи:

                                              _____ и _____.

  1. Результаты измерения занесите в таблицу:

, В

, А

, В

, Ом

, В

, А

, В

, Ом

,

,

  1. Вычислите внутреннее сопротивление источника тока: .
  2. Вычислите абсолютную погрешность измерения ЭДС источника:

, (т.к. )                                       

                                            _____.

  1. Вычислите относительную погрешность измерения ЭДС источника: .
  2. Вычислите относительную погрешность измерения внутреннего сопротивления:

,                                   

  1. Вычислите абсолютную погрешность измерения внутреннего сопротивления: .
  2. Запишите результаты измерений ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока в виде:

                 

Дополнительное задание

  1. Соберите электрическую цепь согласно схеме.
  2. Снимите показания амперметра и вольтметра при двух различных положениях ползунка реостата.
  3. Занесите результаты измерений в таблицу.

№ опыта

, В

, А

, В

, Ом

1

2

  1. Вычислите: .
  2. Вычислите:

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

Практикум

                   Практические работы для 10 класса


При изучении физики на профильном уровне в 10-11 классах предусмотрено по 20 часов на проведение лабораторного практикума. Практические работы подобраны, исходя из наличия оборудования, структуры материала в 10-11 классах, из бюджета времени.

Набор практических работ для учащихся 10 класса соответствует следующей схеме: это работы по разделам “Кинематика”, “Динамика”, “Законы сохранения в механике”, “Молекулярная физика”, “Газовые законы”, “Термодинамика”, “Электростатика”, “Законы постоянного тока”, “Ток в средах”. В 10 классе учащимися выполняются минимум 9 работ. Часть из них одночасовые, часть – двухчасовые. К каждой работе учащиеся получают контрольные вопросы по соответствующей теме – это могут быть теоретические вопросы, расчётные задачи, тестовые задания. Комплекты контрольных вопросов заготовлены для каждой группы индивидуально. Выполнение практикума проводится в конце  и в середине учебного года в ходе выполнения работ идёт одновременное повторение материала, изученного в 10 классе, осуществляется подготовка к экзамену за курс 10 класса

 Практическая работа №2 «Определение начальной скорости вылета снаряда и дальности его полета при горизонтальной стрельбе» 
Контрольные вопросы к ПР№2

 Практическая работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения» 
Контрольные вопросы к ПР№3

 Практическая работа №4 «Определение числа молекул в металлическом теле» 
Контрольные вопросы к ПР№4

 Практическая работа №5 «Измерение удельной теплоемкости вещества» 
Контрольные вопросы к ПР№5

 Практическая работа №6 «Исследование изотермического процесса» 
Контрольные вопросы к ПР№6

 

Практическая работа №7 «Определение электроёмкости конденсатора» 
Контрольные вопросы к ПР№7

 Практическая работа №8 «Определение удельного сопротивления проводника» 
Контрольные вопросы к ПР№8

 Практическая работа №9 «Исследование фоторезистора» 
Контрольные вопросы к ПР№9

 


                      Практические работы для 11 класса


Набор практических работ для учащихся 11 класса соответствует следующей схеме: это работы по разделам “Механические колебания”, “Электромагнитные колебания”, “Переменный ток”, “Трансформатор”, “Геометрическая оптика”, “Волновая оптика”, “Фотоэффект”, “Физика атома и атомного ядра”. В 11 классе учащимися выполняются минимум 9-10 работ. Выполнение практикума проводится в конце учебного года, в ходе выполнения работ идёт одновременное повторение материала, изученного в 11 классе, осуществляется подготовка к ЕГЭ.

*Нажмите на ссылку для просмотра или скачивания

Практическая работа №1 «Измерение массы тела с помощью пружинного маятника» 
Контрольные вопросы к ПР№1

Практическая работа №2 «Исследование электромагнитных колебаний с помощью осциллографа» 
Контрольные вопросы к ПР№2

Практическая работа №3 «Измерение индуктивности катушки по её сопротивлению переменному току» 
Контрольные вопросы к ПР№3

Практическая работа №4 «Исследование зависимости КПД трансформатора от нагрузки» 
Контрольные вопросы к ПР№4

Практическая работа №5 «Измерение фокусного расстояния рассеивающей линзы» 
Контрольные вопросы к ПР№5

Практическая работа №6 «Наблюдение дифракции света» 
Контрольные вопросы к ПР№6

Практическая работа №7 «Исследование зависимости силы фототока от поверхностной плотности потока излучения» 
Контрольные вопросы к ПР№7

Практическая работа №8 «Определение постоянной Планка» 
Контрольные вопросы к ПР№8

Практическая работа №9 «Измерение радиационного фона» 
Контрольные вопросы к ПР№9

Практическая работа №10 «Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков» 
Контрольные вопросы к ПР№10


                                
                         
                  Лабораторные работы для 10 класса


 

Лабораторная   работа №1 “Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести”.
Лабораторная   работа №5 “Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела”.
Лабораторная работа “Определение относительной влажности воздуха”.
Лабораторная работа “Измерение удельной теплоты плавления льда”
Лабораторная работа “Определение поверхностного натяжения жидкости”
 Лабораторная работа № 4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел. Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости».


   Лабораторные работы для 8 класса

Лабораторная работа: «Измерение работы и мощности электрического тока»

khabarovteacher.ru

Методическая разработка по физике (10,11 класс) по теме: Лабораторные работы по физике.

ГООУ СПО МСК им. Н.Е. МОМОТА

лабораторные работы по физике

Автор:    Борисова Е.С.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух параллельно соединенных  

                                проволочных резисторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, вольтметр, 3 амперметра, 2 реостата, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.
  2. Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.

А1  1

R1

A2

R2

  1. Запишите показания трех амперметров и вольтметра.
  2. Используя закон Ома для участка цепи

рассчитайте сопротивление:

  1. 1 участка  
  2. 2 участка  
  3. общее сопротивление по двум формулам

   и    

  1. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:

I, A

I1, A

I2, A

U, B

R1, Ом

R2, Ом

, Ом

, Ом

  1. Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить общее сопротивление двух последовательно соединенных  

                                проволочных резисторов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ЛИП, 3 вольтметра, амперметр, 2 реостата, соединительные провода.

Ход работы:

  1. Расположите на столе приборы в соответствии со схемой.
  2. Соберите цепь по схеме, соблюдая полярность подключаемых приборов.

R1

R2

V1

V2

  1. Запишите показания амперметра и трех вольтметров.
  2. Используя закон Ома для участка цепи

рассчитайте сопротивление:

  1. сопротивление первого резистора  
  2. сопротивление второго резистора  
  3. общее сопротивление цепи по двум формулам

   и    

  1. Занесите результаты измерений и вычислений в таблицу:

U, B

U1, B

U2, B

I, A

R1, Ом

R2, Ом

, Ом

, Ом

  1. Сравните результаты вычислений общего сопротивления и сделайте вывод

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОЦЕНКА ПРИ ПОМОЩИ НЕОБХОДИМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ И РАСЧЕТОВ

МАССЫ ВОЗДУХА В КЛАССНОЙ КОМНАТЕ»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить массу воздуха, используя формулу, полученную из уравнения  

                                Менделеева-Клапейрона.

ОБОРУДОВАНИЕ: барометр, термометр, метровая линейка.

Ход работы:

  1. При помощи барометра определить давление воздуха в классной комнате (нормальное атмосферное давление р=105 Па).
  2. Определите температуру воздуха в помещении при помощи термометра. Перевести температуру по шкале Цельсия в абсолютную температуру по шкале Кельвина (Т=t0C+273К).
  3. Определите объём помещения. Измерить длину a, ширину b и высоту c кабинета и вычислить объём по формуле:

(м3)

  1. Используя уравнение Менделеева-Клапейрона

,

      мы можем получить формулу для расчета массы воздуха:

,

       где R=8.31  – универсальная газовая постоянная,

              μ=0.029 = молярная масса воздуха.

  1. Оформите работу в виде задачи:

m=?        СИ        Решение

р=              (Па)        

Т=                 (К)

a=                (м)        

b=                (м)

c=                (м)

R=

μ=

  1. Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить влажность воздуха при помощи психрометра.

ОБОРУДОВАНИЕ: психрометр Августа, психрометрическая таблица.

Ход работы:

  1. Рассмотрите психрометр и определите где сухой и влажный термометры.
  2. Определите температуру сухого термометра.

tсух=     (0С)

  1. Определите температуру влажного термометра.

tвлаж=     (0С)

  1. Рассчитайте разность показаний сухого и влажного термометров в градусах.

Δt = tсух – tвлаж(0С)

  1. Внимательно посмотрите на психрометрическую таблицу. В первом вертикальном столбце найдите показания вашего сухого термометра (смотри пункт 2), в первой горизонтальной строке найдите вашу разность показаний сухого и влажного термометров (смотри пункт 4). То число, которое находится на пересечении столбца и строки и является значением влажности воздуха.

φ=      (%)

  1. Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«измерение мощности лампочки накаливания»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: измерить мощность лампочки накаливания.

ОБОРУДОВАНИЕ:  ЛИП, лампочка, амперметр, вольтметр, соединительные провода .

Ход работы:

  1. Собрать цепь по рисунку:

  1. Начертите схему в тетради.
  2. Записать показания вольтметра и амперметра.
  3. Рассчитать мощность лампочки по формуле:

                                   

                                       

  1. Оформить лабораторную работу в виде задачи.

                  P-?        РЕШЕНИЕ

        I=

                U=

      5.  Сделайте вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«определение ЭДС и внутреннего

 сопротивления  источника тока »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

ОБОРУДОВАНИЕ:  ЛИП, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат .

Ход работы:

        1.  Собрать цепь как показано на рисунке:

  1. Начертите в тетради схему работы.
  2. При разомкнутой цепи вольтметр, подклю ченный к полюсам источника показывает значение ЭДС источника ε.
  3. При замыкании ключа снимите показания сила тока в цепи I и напряжения на полюсах источника U .
  4. Используя закон Ома для полной цепи

,

 определите внутреннее сопротивление источника тока:

.

6. Лабораторную работу оформить в виде задачи:

              r-?        РЕШЕНИЕ

        I=

                U=

                 ε=        

  1. Сделать вывод по работе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«определение УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить удельное сопротивление проволоки и по таблице № 9 в задачнике определить материал из которого сделана проволока.

ОБОРУДОВАНИЕ:  ЛИП, амперметр, вольтметр, соединительные провода, реостат, соединительные провода .

Ход работы:

  1. Соберите схему по рисунку:
  1. Начертите схему в тетради.
  1. Запишите показания амперметра и вольтметра.
  1. Диаметр проволоки равен d=0,33мм2,  длина равна L=0,5 м.
  1. Используя закон Ома для участка цепи, рассчитайте сопротивление проволоки по формуле:
  1. Вычислите площадь поперечного сечения по формуле:
  1. Вычислите удельное сопротивление проволоки по формуле:
  1. Лабораторную работу оформите в виде задачи:

               ρ-?        Решение

I=      (А)        

U=     (В)        

L=0.5 м        

d=0.33 мм2                      

  1. Сравните результат с табличным и сделайте вывод к работе, указав из какого материала сделана проволока.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ

ПРИ ПОМОЩИ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: опытным путем вычислить длину световой волны.

ОБОРУДОВАНИЕ:  дифракционная решетка, прибор для определения длины световой волны, источник света.

Ход работы:

  1. Внимательно изучите дифракционную ре шетку. Запишите численное значение постоянной решетки d.
  2. В соответствии с рисунком  соберите измерительную установку.
  3. Установите щель на расстоянии L=200 мм от дифракционной решетки.
  4. Определите расстояние а от середины щели до цветной полосы в миллиметрах (красный и фиолетовый).
  5. Рассчитайте длину световой волны. d • sinφ = k • λ,  k=1, при малых углах  sinφ=tgφ, тогда формула, по которой будем вычислять длину волны имеет вид:
  1. Заполните таблицу с полученными данными:

  L, мм

a, см

d, м

200

  1. Сравните свой результат с табличным и сделайте вывод к работе.

Красный       (7,6-6,2)10-7 м                Зеленый (5,6-5)10-7 м

Оранжевый  (6,2-5,9)10-7 м                 Голубой (5-4,8)10-7 м

Желтый         (5,9-5,6)10-7 м                Синий (4,8-4,5)10-7 м

Фиолетовый  (4,5-3,8)10-7 м

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ плотности твердых тел »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить плотность бруска и металлического цилиндра.

ОБОРУДОВАНИЕ:  весы с разновесами, линейка, штангенциркуль, брусок, металлический цилиндр.

Ход работы:

 Определение плотности бруска.

1.Подготовте таблицу:

Масса  m , кг

Длина ℓ, м

Ширина , S м

Толщина  h , м

Объём  V, м3

Плотность

ρ, кг/м3

2.Измерте массу бруска на весах.

3.Измерте длину, ширину и толщину бруска, пользуясь линейкой.

4.Вычислите объем пластины

5.Вычислите плотность пластины по формуле

Определение плотности металлического цилиндра.

1.Подготовте таблицу:

Масса  m, кг

Длина ℓ, м

Диаметр d, м

Площадь сечения  S, м2

Объём  V, м3

Плотность

ρ, кг/м3

2.Измерте массу цилиндра на весах.

3.Измерте длину цилиндра его диаметр.

4.Вычислите площадь сечения цилиндра

5.Вычислите объем пластины

6.Вычислите плотность пластины по формуле

Сделайте вывод.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА »

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить показатель преломления плоскопараллельной пластины.

ОБОРУДОВАНИЕ:  плоскопараллельная пластина, транспортир

Ход работы:

  1. Положите пластинку на лист и обведите карандашом её контуры.
  2. Проведите произвольный падающий луч и перпендикуляр в точку падения.
  1. Глядя через нижнее основание пластины на падающий луч, отметьте две точки, откуда выходит луч.

        .

.

  1. Уберите стекло и проведите преломленный луч.
  1. С помощью транспортира определите углы падения α и преломления β.
  2. Используя закон преломления, найдите относительный показатель преломления стекла.

        

  1. Сравните полученный результат с табличным значением (n=1,6) и сделайте вывод.

nsportal.ru

Лабораторная работа по физике. 10 класс

Урок по физике в 10 классе

Подготовил учитель физики

МБОУ “СОШ №36” г. Братска

Максютенко Лариса Кондратьевна

Лабораторная работа

Тема: “Исследование последовательного, параллельного и смешанного соединения потребителей в электрической цепи.”

Используемые технологии: исследовательская технология.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: повторить законы последовательного и параллельного соединения проводников и научить применять их на практике.

Задачи урока:

  • образовательные: продолжить работу по формированию умений собирать электрические цепи с различными видами соединений, научить графически изображать и читать схемы электрических цепей.

  • воспитательные: показать, что познавая законы физики, необходимо получать знания путем эксперимента.

  • развивающие: развивать: исследовательские навыки и опыт, как метод научного познания; умение сравнивать, анализировать и делать выводы по результатам исследований.

Оборудование: мультимедийная установка, лотки с источником постоянного тока, лампочкой на 3,5В, резисторов на 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом, реостата на 6 Ом, амперметра, вольтметра, ключа, проводов.

Ход урока.

Организационный момент ( учитель приветствует учащихся, знакомит с темой и целью урока и проводит инструктаж по технике безопасности при выполнении работы.)

Актуализация знаний.
Учитель : мы продолжаем изучение темы “Законы постоянного тока”. Вам уже известно, что учёные – физики все теоретические законы проверяют путём проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они или подтверждают выдвинутую гипотезу, либо опровергают её. Сегодня вы выступаете в роли физиков – экспериментаторов, но прежде повторим теоретические знания.
Проводится фронтальный опрос.

1. Сформулируйте закон Ома для участка цепи, напишите формулу, назовите все величины, входящие в формулу и единицы их измерения.

  1. Какими приборами измеряется сила тока и напряжение?
    Как эти приборы включают в цепь?

  2. Начертить схему последовательного соединения двух резисторов, показав подключение к ним вольтметра.

  3. Записать законы последовательного соединения проводников.

  4. Начертить схему параллельного соединения двух резисторов и записать законы параллельного соединения проводников.

Выполнение исследовательской работы .

Для выполнения работы класс делится на три группы, каждая из которых выполняет свой вариант (в каждом варианте работа по парам.)

Первый вариант работает с резисторами 1 Ом и 2 Ом

Второй вариант работает с резисторами 1 Ом и 4 Ом

Третий вариант работает с резисторами 2 Ом и 4 Ом

С помощью мильтимедийной установки на экран выводятся исследовательские задачи:
1. Доказать, что при исследовательском соединении двух резисторов общее сопротивление равно сумме сопротивлений резисторов.
2. Доказать, что при параллельном соединении двух резисторов общее сопротивление меньше наименьшего сопротивления резисторов.
3. Сравнить опытные данные с номинальными: величины общего сопротивления при последовательном, параллельном и смешанном соединении, сделать вывод.

Опытные данные

Номинальные данные

а) При последовательном

=

соединении

=

б) При параллельном

=

соединении

=

в) При смешанном

=

соединении

=

4. Снять вольт – амперную характеристику при смешанном соединении и построить график.

5. Проанализировать полученный график.

Пример результата исследований lll. Варианта.

  1. Последовательное соединение

= = = 2 Oм= 2Ом + 4 Ом = 6 Ом

= = = 4 Oм

= = = 5,9Oм

Вывод: при последовательном соединении потребителей общее сопротивление равно сумме сопротивлений.

б) Параллельное соединение

U= 0,39B

J= 0,25A = = = 2,6 Ом

= 0,15A

= 0,09A == = 4,3Oм= 1, 33 Ом

= = = 1,56Oм

Вывод: при параллельном соединении общее сопротивление меньше самого маленького из потребителей

в) Смешанное соединение проводников

= = 19,2 Oм = 1,56 Ом + 16,5 Ом = 18,06Ом

Вывод: при смешанном соединении в цепи общее сопротивление приблизительно равно номинальному.

Для снятия вольт – амперной характеристики используют в цепи реостат.

U, B

0

3,4

3,6

4,4

J, A

0

0,15

0,2

0,25

0,10

0,2

1

2

3

4

5

U, B

J, A

0,3

При смешанном соединении потребителей

также выполняется закон Ома для участка цепи. .

Все обучающиеся сдают на проверку тетради с выполненной работой.

Домашнее задание: физика – 10, п. )

infourok.ru

МБОУ Хотеевская ООШ Физика – Лабораторные работы по физике 10 класса 2015-2016 г.

Физика10 кл., ч. I (Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, 2014). Введение. Глава 1. Кинематика. … Лабораторные работы. Приложение. Оценка погрешностей измерений.

Лабораторные работы, приведенные в данной тетради, соответствуют программе пофизике 10 класса. Задачи и вопросы могут быть использованы для организации и проведения самостоятельных, контрольных работ, зачетов…

Мякишев Г.Я.. Лабораторные работы – решебник, ответы онлайн. Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Учебник: Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

Главная » 2011 » Ноябрь » 27 » Лабораторные работы 10 класс… Контрольныеработы. Мультимедиа по физике.

27 ноября 2011

Лабораторная работа по физике 10 класс “Опытная проверка закона Бойля-Мариотта”. … Лабораторная работа по физике по теме”Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока”.

7 июля 2011

ГДЗ Мякишев 10 класс. Выберите лабораторную работуЛабораторная работа №1Лабораторная работа №2 Лабораторная работа №3 Лабораторная работа №4Лабораторная работа №5.

ГДЗ 1, Лабораторные работы – Мякишев Г.Я. … Украинский язык 7 класс Єрмоленко С.Я. Решебник по Биологии для 8 класса Колесов Д.В. Решебник по Химии для 9 класса Габриелян О.С. Решебник по Геометрии для 10 класса Атанасян Л.С. 10-11…

asdfghjkl1969.ucoz.ru

Перечень работ к курсу «Лабораторный практикум по физике» 10 класс (профильный уровень)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №51 «Центр образования» г. Рязани

Перечень работ к курсу

«Лабораторный практикум по физике»

10 класс

(профильный уровень)

Составлена

учителем физики

высшей категории

Куликовой Г.В.

2014-2015уч.г.

Лабораторная работа №1 (2 часа)

Определение начальной скорости вылета снаряда и дальности его полета при горизонтальной стрельбе.

Оборудование: 1) баллистический пистолет;

2) лабораторный штатив; 3) писчая и копировальная бумага; 4) измерительная лента или рулетка.

Выполнение работы:

Закрепить внизу штатива баллистический пистолет под углом 90° к горизонту. Произ­вести предварительный выстрел из пистолета и заметить, на какую приблизительно высоту поднимется снаряд. Определить высоту подъема снарядаНм. Повто­рить опыт 2—3 раза, каждый раз определяя высоту максимального подъема снаряда, и найти среднее ее значение.

По формуле высоты максимального подъема определить начальную скорость вы­лета снаряда.

3. Закрепить в штативе балли­стический пистолет на высоте h над столом и установить его горизон­тально. По формуле дальности по­лета при горизонтальной стрельбе определить дальность полета.

4. Произвести 3—4 выстрела и измерить среднюю дальность полета снаряда.

5. Сравнить вычисленную дальность полета с дальностью полета по­лученной экспериментально. Вычислить все возможные величины для данного баллистического движения. Измените угол выстрела 5 раз и измерьте дальность полёта. Изобразите графически эту зависимость в координатах s(α).

6. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №2 (2 часа)

Проверка соотношения перемещений при равноускоренном движении

Цель работы: состоит в проверке одного из главных признаков равноускоренного движения: перемещения, совершаемые телом за чередующиеся один за другим равные промежутки времени, соотносятся как последовательность нечётных чисел.

Оборудование:

прибор для изучения прямолинейного движения

штатив с муф­той и перекладиной

Введение

Правила соотношений перемещений.

1).Если за первый интервал времени тело совер­шило перемещение S1, за следующий такой же интервал времени –S2, а потом S3 и т.д., то справедливо отношение S1:S2:S3… = 1:3:5… . Т.е. модули векторов перемещений, совершаемых телом за последовательно равные промежутки времени относятся как ряд последовательных нечётных чисел.

2).Если промежутки времени увеличиваются как t1, t2=2t1, t3=3t1, t4=4t1 и т.д., то перемещения измеряемые от начала отсчёта относятся как 1 : 4 : 9 : 16 : 25…. Т.е. при увеличении промежутков времени, отсчитываемых от начала движения, в целое число раз по сравнению с t1 , модули соответствующих векторов перемещений возрастают как ряд квадратов последовательных натуральных чисел.

www.prodlenka.org

Лабораторные работы (Физика 10 класс) – Презентации по физике

Как выполнить и оформить лабораторную работу

  При изучении физики учащиеся должны научиться выполнять и правильно оформлять лабораторные работы. Главное на первых уроках физики научить учащихся знакомиться с основными приемами проведения физических измерений и правилами обработки результатов.        При этом должны быть выработаны определенные навыки, что является предпосылкой дальнейшей успешной работы на уроках физики. Целью лабораторных работ является более глубокое осознание учащимися физических явлений и законов. Эта задача может быть успешно решена только в том случае, если лабораторные работы выполняются с достаточным пониманием сущности исследуемых явлений. Поэтому домашняя подготовка к выполнению лабораторной работы является одним из важнейших этапов.

Подготовка к лабораторной работе.

  При подготовке к работе рекомендуется придерживаться следующего плана.

  1. Прочитать название работы и выясните смысл всех непонятных слов.
  2. Прочитать описание работы от начала до конца, не задерживаясь на выводе формул. Задача первого прочтения состоит в том, чтобы выяснить, какова цель лабораторной работы, какой физический закон или явление изучается в данной работе и каким методом она проводится.
  3. Прочитать по учебнику материал, относящийся к данной работе. Разобрать вывод формулы по учебнику (если это необходимо). Найти ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце описания работы (если они имеются).
  4. Рассмотреть по учебнику устройство и принцип работы приборов, которые будут использоваться в работе.
  5. Выяснить, какие физические величины и с какой точностью будут непосредственно измеряться и каковы их наименования.
  6. Рассмотреть в описании лабораторной работы в учебнике принципиальную схему эксперимента и таблицу, в которую будут заноситься результаты измерений. Если таблицы в работе нет, составить ее.
  7.  Продумать, какой окончательный результат и вывод должен быть получен в данной лабораторной работе.

Выполнение лабораторной работы.

  При выполнении работы вначале следует ознакомиться с приборами. Нужно установить их соответствие описанию, выполнить рекомендованную в описании прибора последовательность действий по подготовке прибора к работе. Определить цену деления шкалы прибора и его погрешность измерений. Далее следует провести предварительный опыт с тем, чтобы пронаблюдать качественно изучаемое явление, оценить, в каких пределах находятся измеряемые величины. После проведенной подготовки можно приступать к измерениям. Следует помнить, что всякое измерение, если только это возможно сделать, должно выполняться больше, чем один раз.

Производимые по приборам измерения записываются сразу же после их выполнения в том виде как они считаны со шкалы прибора – без каких-либо пересчетов на множитель шкалы (при наличии таковой) или систему единиц. Единицы измерений (множитель) должны быть записаны в заголовке соответствующей таблицы или в столбце с результатами измерений. Все записи при выполнении лабораторной работы должны вестись исключительно в тетради для лабораторных работ (можно и на черновике или специально подготовленном бланке (протоколе) для черновых записей. Данный бланк  является черновиком, а тетрадь –  чистовиком. Ее следует вести самым аккуратнейшим образом. В тетради для лабораторных работ оформляется выполненная работа  согласно указаний по ее выполнению.

 

Оформление лабораторной работы.

 Неграмотно оформленные рабочие записи порядка выполнения лабораторной работы и результаты измерений может свести на нет всю проделанную работу.

 Правильно оформлять в тетради выполнение лабораторной работы научиться нетрудно, нужно только внимательно выполнять некоторые элементарные требования. Записи результатов при выполнении лабораторной работы допускается делать как в тетради, так и на отдельных подписанных листках.

При выполнении лабораторной работы очень важно сразу же записывать всё проделанное. Все результаты прямых измерений следует записывать немедленно и без какой либо обработки только ручкой. Из этого правила нет исключений. Записи должны быть такими, чтобы их без особых затруднений можно было понять спустя некоторое время. Примеры обычных ошибок – неясность и двусмысленность. Буквы и цифры необходимо писать отчётливо.

Привычка к исправлениям цифр – враг ясности. Не заставляйте своего учителя, проверяющего ваши записи в тетради, да и себя тоже, ломать голову над исправленными цифрами.

Не проводите никаких, даже самых простейших вычислений в уме, прежде чем записать результат измерений.

Не забудьте сделать в тетради рисунок или схему установки когда это необходимо. Есть древняя китайская пословица: “Один рисунок лучше тысячи слов”. Рисунок и надписи к нему нужно делать карандашом, чтобы можно было воспользоваться ластиком для исправлений ошибок.

Если есть возможность провести предварительные расчёты без погрешностей, то это нужно сделать, чтобы убедиться в правильности выполнения эксперимента. Если в работе возможно построить график, это необходимо сделать. На графиках по горизонтали обычно откладывается причина, а по вертикали следствие.

Итак, правильно  оформленная лабораторная работа должна содержать в себе следующие разделы.    

Название  работы и её №.

Оборудование.                                                             

Данные для расчёта погрешности измерений.

Цель работы (можно и не писать. Она сформулирована в учебнике).

Рисунок или схема установки с используемыми в работе символами измеряемых величин (при необходимости).

Порядок выполнения работы.

Результаты всех прямых измерений.

а) записи результатов измерений не должны допускать различных толкований;

б) кажущиеся ошибочными записи зачёркивать так, чтобы их при необходимости можно было прочитать;

в) не допускать подтёртостей и замалёвываний записей, не допускать переписывания выполнения работы. Это приводит к возможной потере информации и исключает вероятность подделки результатов.

Результаты измерений и вычислений (без погрешностей) в виде таблиц.

Графики.

Вывод (должен соответствовать цели работы). В выводе указать о погрешности измерения.

 

Критерии оценивания лабораторной работы.

 

  Оценка «5»ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.

  Оценка «4»ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

  Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки

  Оценка «2»ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности!

Грубые ошибки:

незнаниеопределений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения;

неумениевыделять в ответе главное;

неумениеприменять знания для решения задач и объяснения физических явлений, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкования решения;

неумениечитать и строить графики и принципиальные схемы;

неумениеподготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов;

небрежноеотношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам;

неумениеопределять показание измерительного прибора;

нарушениетребований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

 

Негрубые ошибки:

неточностьформулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений;

ошибкив условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежа, графиков, схем;

пропускили неточное написание наименований единиц измерения физических величин;

нерациональныйвыбор хода решения.

Погрешности измерений.

   Выполнение лабораторных и практических работ по физике связано с измерением различных физических величин и последующей обработкой их результатов. Измерением называется операция сравнения величины исследуемого объекта с величиной единичного объекта (или Измерение – нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств). Так, например, за единицу длины принят метр, и в результате измерения длины некоторого отрезка определяется, сколько метров содержится в этом отрезке. В физике и технике не существует абсолютно точных приборов и других средств измерения, следовательно, нет и абсолютно точных результатов измерения. Однако измерять все же приходится. На сколько можно доверять полученным результатам?

   Принято различать прямые и косвенные измерения. При прямом измерении производится непосредственное сравнение величины измеряемого объекта с величиной единичного объекта.   Другими словами – это такое измерение, в котором результат находится непосредственно в процессе считывания со шкалы (или показаний цифрового прибора). В результате искомая величина находится прямо по показаниям измерительного прибора, например, объем – по уровню жидкости в измерительном цилиндре (мензурке), вес – по растяжению пружины динамометра и т.д.  Погрешность прямого измерения (обозначается значком ) зависит только от качества измерительного прибора . В учебнике по физике для седьмого класса автором А.В. Перышкиным вводится понятие погрешности измерений (стр. 11 учебника): погрешность измерений ∆а равна половине цены деления измерительного прибора и, что при записи измеряемой величины, с учетом погрешности, следует пользоваться формулой

А = арезультатизмерений+ ∆а.

    В 10 классе это понятие формулируется иначе: погрешность прямого измерения складывается из инструментальной погрешности прибора  и А и погрешности отсчета о А. Вероятно,  автор учебника 7 класса использовал так называемое правило “ничтожных погрешностей”: обе составляющее погрешности прямого измерения следует учитывать лишь в том случае, если они близки друг к другу. Любым из этих слагаемых можно пренебречь, если оно не превосходит 1/3 – 1/4 от другого.

 

   Наверное, следовало бы в 7 классе ввести понятие погрешности измерения иначе: погрешность измерений ∆а равна инструментальной погрешности измерительного прибора. Так как в проводимых измерениях на лабораторных работах в 7 классе используются пусть простые, но все же измерительные приборы (линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр и т.д.),

   Инструментальная погрешность измерительных приборов, например, для линейных размеров обычно указывается на самом приборе в виде абсолютной погрешности или в виде цены деления. Если на приборе этого нет, то она принимается равной половине цены наименьшего деления. Как правило, цена деления шкалы приборов  согласована с инструментальной погрешностью. Для приборов с цифровым отсчетом измеряемых величин метод вычисления погрешности приводится в паспортных данных прибора. Если эти данные отсутствуют, то в качестве абсолютной погрешности принимается значение, равное половине последнего цифрового разряда индикатора. Погрешность отсчета оА связана с тем, что указатель прибора не всегда точно совпадает с делениями шкалы (например, стрелка на шкале динамометра, вольтметра). В этом случае погрешность отсчета не превосходит половины цены деления шкалы и погрешность отсчета принимают также за половину цены деления  о  А = с/2, где с – цена деления шкалы измерительного прибора. Погрешность отсчета надо учитывать только тогда, когда при измерении указатель прибора находится между нанесенными на шкалу прибора делениями. Совсем не имеет смысла говорить и тем более пытаться учитывать погрешности отсчета у цифровых приборов. Обе составляющее погрешности прямого измерения следует учитывать лишь в том случае, если они близки друг к другу.
В школьной лабораторной практике методы математической статистики при  измерении практически не используются. Поэтому при выполнении лабораторных работ необходимо определять максимальные погрешности измерения физических величин.

Однако гораздо чаще измерения проводят косвенно, например, площадь прямоугольника определяют по измерению длин его сторон, плотность по измерениям массы и объема и т.д. Во всех этих случаях искомое значение измеряемой величины получается путем соответствующих расчетов. Косвенное измерение – определение значения физической величины по формуле, связывающей ее с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями.

Результат всякого измерения всегда содержит некоторую погрешность. Поэтому в задачу измерений входит не только нахождение самой величины, но также и оценка допущенной при измерении погрешности. Если оценка погрешности результата физического измерения не сделана, то можно считать, что измеряемая величина вообще неизвестна, поскольку погрешность может, вообще говоря, быть того же порядка, что и сама измеряемая величина или даже больше. В этом состоит отличие физических измерений от бытовых или технических, в которых в результате практического опыта заранее известно, что выбранный измерительный инструмент обеспечивает приемлемую точность, а влияние случайных факторов на результат измерений пренебрежимо мало по сравнению с ценой деления применяемого прибора.

   Погрешности физических измерений принято подразделять на систематические, случайные и грубые. Систематические погрешности вызываются факторами, действующими одинаковым образом при многократном повторении одних и тех же измерений. Систематические погрешности скрыты в неточности самого инструмента и неучтенных факторах при разработке метода измерений. Обычно величина систематической погрешности прибора указывается в его техническом паспорте. Что же касается метода измерений, то здесь все зависит от квалификации экспериментатора. Хотя суммарная систематическая погрешность во всех измерениях, проводимых в рамках данного эксперимента, будет приводить всегда либо к увеличению, либо к уменьшению правильного результата, знак этой погрешности неизвестен. Поэтому на эту погрешность нельзя внести поправку, а приходится приписывать эту погрешность окончательному результату измерений.

   Случайные погрешности обязаны своим происхождением ряду причин, действие которых неодинаково в каждом опыте и не может быть учтено. Они имеют различные значения даже для измерений, выполненных одинаковым образом, то есть носят случайный характер. Допустим, что сделано n повторных измерений одной и той же величины. Если они выполнены одним и тем же методом, в одинаковых условиях и с одинаковой степенью тщательности, то такие измерения называются равноточными.

   Третий тип погрешностей, с которыми приходится иметь дело грубые погрешности или   промахи. Под грубой погрешностью измерения понимается погрешность, существенно превышающая ожидаемую при данных условиях. Она может быть сделана вследствие неправильного применения прибора, неверной записи показаний прибора, ошибочно прочитанного отсчета, не учета множителя шкалы и т.п.

Вычисление погрешностей.

   Введем обозначения: A,B, …. – физические величины. Aпрприближенное значение физической величины, т.е. значение, полученное путем прямых или косвенных измерений. Напомним, что абсолютной погрешностью приближенного числа называется разность между этим числом измеренное) и его точным значением истинное), причем ни точное значение, ни абсолютная погрешность принципиально неизвестны и подлежат оценке по результатам измерений.

∆ А = Аизм – Аист

Относительной погрешностьюа) приближенного числа (измерения физической величины) называется отношение абсолютной погрешности приближенного числа к самому этому числу.

εА =  ∆А /Аизм

Максимальная абсолютная погрешностьпрямых измерений складывается из абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчета при отсутствии других погрешностей:
∆A = ∆иA + ∆иA

иA – абсолютная инструментальная погрешность, определяемая конструкцией прибора (погрешность средств измерения). Находится по таблицам.
иA – абсолютная погрешность отсчета (получающаяся от недостаточно точного отсчета показаний средств измерения), она равна в большинстве случаев половине цены деления; при измерении времени – цене деления секундомера или часов.

                                             

Вид функции

Относительная погрешность

Апр = А + В

   εА   = (∆ А + ∆В)/(А + В)

Апр = А – В

   εА  = (∆ А + ∆В)/(А –  В)

Апр = А В

   εА  = εА  +   εВ = ∆ А/A + ∆В/B

Апр = А/В

   εА  = εА  +   εВ = ∆ А/A + ∆В/B

Апр = Аn

   εА  = εА n = n ∆ А/A

Апр = A 1/n

   εА   = εА 1/n = ∆ А/nA

Апр = 1/A + 1/B

   εА  = (∆А/A2 + ∆В/B2)/(1/A + 1/B)

Апр = 1/A –  1/B

   εА  = (∆А/A2 + ∆В/B2)/(1/A –  1/B)

Апр = sin A

   εА  = ∆А ctg A

Апр = cos A

   εА  = ∆А tg A

Апр = tg A

   εА  = 2∆А/sin2A

 

   Абсолютную погрешность измерения обычно округляют до одной значащей цифры (∆A ~ 0.18 = 0.20). Численное значение результата измерений округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности (А ~ 12,323 = 12.30).

Формулы расчета относительных погрешностей для различных случаев приведены в таблице.

 

   Как пользоваться этой таблицей?

 

   Пусть, например, физическая величина ρ рассчитывается по формуле:

ρ = m/V. Значенияm  иVнайдены прямыми измерениями во время проведения лабораторной работы. Их абсолютные погрешности соответственно равны∆m = ∆иm  +∆оmи∆V = ∆иV +∆оV. GjПодставляя полученные значения∆mи ∆V,m  иVв формулу, получим приближенное значение∆ρ = ∆m/∆V.Подставив аналогичноm  иVв формулу, получим значение ρпр. Далее следует рассчитать относительную погрешность результатаερ. Это можно сделать, воспользовавшись соответствующей формулой из четвертой строки таблицы.   ερ  = εm+ εV= ∆m/m + ∆V/V

Поскольку из-за наличия случайных погрешностей результаты измерений по своей природе представляют собой тоже случайные величины, истинного значенияρистизмеряемой величины указать нельзя. Однако можно установить некоторый интервал значений измеряемой величины вблизи полученного в результате измерений значенияρ пр, в котором с определенной вероятностью содержитсяρист.                 ρпр ∆ρ  ≤ ρист ≤  ρпр + ∆ρ.

Тогда окончательный результат измерений плотности можно записать в следующем виде:     

ρист =  ρпр  ± ∆ρ

Задача наилучшей оценки значенияρисти определения пределов интервала по результатам измерений является предметом математической статистики. Но это отдельный разговор…

О числовых расчетах

   При вычислениях обычно пользуются микрокалькулятором, в результате на индикаторе в ответе автоматически получается столько цифр, сколько их вмещается на нем. При этом создается впечатление об избыточной точности результата. В то же время результаты измерений являются приближенными числами. Напомним (см., например, М.Я.Выгодский, Справочник по элементарной математике), что для приближенных чисел отличают запись 2,4 от 2,40, запись 0,02 от 0,0200 и т.д. Запись 2,4 означает, что верны только цифры целых и десятых, истинное же значение числа может быть, например, 2,43 или 2,38. Запись 2,40 означает, что верны и сотые доли, истинное число может быть 2,403 или 2,398, но не 2,421 и не 2,382. То же отличие проводится и для целых чисел. Запись 382 означает, что все цифры верны. Если же за последнюю цифру ручаться нельзя, то число округляется, но записывается не в виде 380, а в виде 38·10. Запись же 380 означает, что последняя цифра (ноль) верна. Если в числе 4720 верны лишь первые две цифры, его нужно записать в виде 47·102 или 4,7·103. В тех случаях, когда численные значения физических величин много больше либо много меньше единицы, их принято записывать в виде числа между 1 и 10, умноженного на соответствующую степень десяти.

 

   Число знаков в окончательном результате устанавливается по следующим правилам. Сначала ограничивается число значащих цифр погрешности. Значащими цифрами называются все верные цифры числа кроме нулей, стоящих впереди числа. Например, в числе 0,00385 три значащие цифры, в числе 0,03085 четыре значащие цифры, в числе 2500 – четыре, в числе 2,5·103 – две. Погрешность записывается всегда с одной или двумя значащими цифрами. При этом руководствуются следующими соображениями.

Величина случайной погрешности, полученная из обработки результатов некоторого числа измерений, сама является случайным числом, т.е., если проделать это же число измерений еще раз, то, вообще говоря, будет получен не только другой результат для измеряемой величины, но и другая оценка для погрешности. Поскольку погрешность оказывается случайным числом, то, пользуясь законами математической статистики, можно и для нее найти доверительный интервал. Соответствующие расчеты показывают, что даже при довольно большом числе измерений этот доверительный интервал оказывается весьма широким, т.е. величина погрешности оценивается достаточно грубо. Так при 10 измерениях относительная погрешность у погрешности превышает 30%. Поэтому для нее следует приводить две значащие цифры, если первая из них 1 или 2, и одну значащую цифру, если она равна или больше 3. Это правило легко понять, если учесть, что 30% от 2 составляет 0,6, а от 4 уже 1,2. Таким образом, если погрешность выражается, например, числом, начинающимся с цифры 4, то это число содержит неточность (1,2), превышающую единицу первого разряда.

   После того, как погрешность записана, значение результата должно быть округлено таким образом, чтобы его последняя значащая цифра была того же разряда, что и у погрешности. Пример правильного представления окончательного результата:t= (18.7± 1.2)·102с.

Правила построения графиков

   Графики строятся на миллиметровой бумаге, на которую прежде всего наносятся координатные оси. На концах осей указываются откладываемые физические величины и их размерности. Затем на оси наносят масштабные деления так, чтобы расстояние между делениями составляло 1, 2, 5 единиц (или 0.1, 0.2, 0.5, или 10, 20, 50 и т.д.). Обычно порядок масштаба, т.е. 10±n выносится на конец оси. Например, для пути, пройденного телом, вместо 1000, 1100, 1200 и т.д. метров около масштабных делений пишут 1.0, 1.1, 1.2, а в конце оси физическую величину обозначают как S, 103 м или S·10-3, м. Точка пересечения осей не обязательно должна соответствовать нулю по каждой из осей. Начало отсчета по осям и масштабы следует выбирать так, чтобы график занял всю координатную плоскость. После построения осей на миллиметровку наносят экспериментальные точки. Их обозначают маленькими кружками, квадратиками и т.д. Если на одной координатной плоскости строится несколько графиков, то для точек выбираются разные обозначения. Затем от каждой точки вверх, вниз и вправо, влево откладывают отрезки, соответствующие погрешностям точек в масштабах осей. Если погрешность по одной из осей (или по обеим осям) оказывается слишком малой, то предполагается, что она отображается на графике размером самой точки.

Экспериментальные точки, как правило, не соединяются между собой ни отрезками прямой, ни произвольной кривой. Вместо этого строится теоретический график той функции (линейной, квадратичной, экспоненциальной, тригонометрической и т.д.), которая отражает проявляющуюся в данном опыте известную или предполагаемую физическую закономерность, выраженную в виде соответствующей формулы. В лабораторном практикуме встречаются два случая: проведение теоретического графика преследует цель извлечения из эксперимента неизвестных параметров функции (тангенса угла наклона прямой, показателя экспоненты и т.д.) либо делается сравнение предсказаний теории с результатами эксперимента.

   В первом случае график соответствующей функции проводится “на глаз” так, чтобы он проходил по всем областям погрешности возможно ближе к экспериментальным точкам. Существуют математические методы, позволяющие провести теоретическую кривую через экспериментальные точки в определенном смысле наилучшим образом. При проведении графика “на глаз” рекомендуется пользоваться зрительным ощущением равенства нулю суммы положительных и отрицательных отклонений точек от проводимой кривой.

Во втором случае график строится по результатам расчетов, причем расчетные значения находятся не только для тех точек, которые были получены в опыте, а с некоторым шагом по всей области измерений для получения плавной кривой. Нанесение на миллиметровку результатов расчетов в виде точек является рабочим моментом -после проведения теоретической кривой эти точки с графика убираются. Если в расчетную формулу входит уже определенный (или заранее известный) экспериментальный параметр, то расчеты проводятся как со средним значением параметра, так и с его максимальным и минимальным (в пределах погрешности) значениями. На графике в этом случае изображается кривая, полученная со средним значением параметра, и полоса, ограниченная двумя расчетными кривыми для максимального и минимального значений параметра.

   Правила построения графиков рассмотрим на следующем примере. Предположим, что в опыте исследовался закон движения некоторого тела. Тело двигалось прямолинейно, и задачей опыта было измерение расстояния, которое тело проходит за различные промежутки времени. После проведения некоторого числа опытов и обработки результатов измерений были найдены средние значения измеряемых величин и их погрешности. Требуется изобразить результаты опыта, представленные в таблице, в виде графика и найти из графика скорость тела, предполагая, что движение равномерное.

Таблица. Зависимость пути, пройденного телом, от времени

Номер опыта

t,с

Dt,с

S, см

DS, см

1

35.5

1.0

97

6

2

40.0

1.0

99

9

3

45.0

1.0

108

9

4

50.0

1.0

139

11

5

55.0

1.0

146

12

Последовательность операций

  1. Строим оси координат и устанавливаем на них шкалы, исходя из интервалов изменения измеренных величин. Начало оси абсцисс (время) берем при t=30 с, а начало оси ординат (расстояние) -при S=80 см. Размечаем ось абсцисс с шагом 10 с, а ось ординат с шагом 20 см.
  2. Наносим на координатную плоскость точки, представленные в таблице. Для каждой точки откладываем влево и вправо погрешность Dtв масштабе оси абсцисс, а вверх и вниз -погрешность DSв масштабе оси ординат.
  3. Исходя из предположения о равномерном движении, т.е. о линейной зависимости S(t)=v0t, проводим прямую с таким расчетом, чтобы она наилучшим образом проходила через все измеренные точки. При проведении прямой учитываем, что в данном опыте при t=0 путь S=0 независимо от скорости, т.е. согласно теоретической формуле продолжение прямой должно проходить через точку (0,0), которая находится за пределами рабочего участка координатной плоскости. Так как скорость v=dS/dt, а производная геометрически представляется тангенсом угла наклона касательной к графику функции, то для равномерного движения тангенс угла наклона прямой дает скорость v0. Находить из графика следует именно тангенс, т. е. отношение противолежащего катета к прилежащему, взятых в масштабных единицах соответствующих осей. Очевидно, что угол наклона прямой зависит от выбора масштаба на осях. Поэтому измерение угла с последующим определением его тангенса смысла не имеет.
  4. Для оценки погрешности проводим через экспериментальные точки еще две прямые -с максимальным и минимальным наклоном в пределах погрешностей большинства точек и с учетом того, что продолжения этих прямых должны пересекать точку (0,0). Определяем тангенс угла наклона этих прямых и устанавливаем интервал, в пределах которого находится искомая величина (скорость).
  5. Окончательный результат построений показан на рисунке 1:
  1. Следует заметить, что графическая обработка опытных данных не столь строга, как аналитическая, зато она проста и наглядна.
  2. В тех случаях, когда диапазон изменений измеряемой величины превышает порядок, при построении графика обычно применяют логарифмический масштаб. Для построения логарифмической шкалы по оси от начальной точки в некотором масштабе откладываются отрезки, равные десятичным логарифмам ряда чисел. Если отложен lga, то около соответствующей точки ставится пометка a. Около начальной точки должна стоять пометка 1 (lg1=0). Таким образом, на логарифмической шкале расстояние от пометки 1 до пометки aравно в выбранном масштабе lga. Так как lg(10a)=1+ lga, то пометки на логарифмической шкале на участке от 10 до 100 будут в точности соответствовать пометкам на участке от 1 до 10. Это же рассуждение может быть проведено и для других участков шкалы. Поэтому, для изображения чисел от 1 до 100 на логарифмической оси требуется увеличить длину оси всего в два раза по сравнению с осью, размеченной от 1 до 10. Пусть, например, на оси длиной 10 см требуется отобразить числа от 1 до 100. Тогда на одну декаду будет приходиться 5 см. Соответственно пометка 2 должна стоять на расстоянии lg2·5=1.5см от начала оси, пометка 3  на расстоянии lg3·5=2.4 см, а пометка 30 на расстоянии lg30·5=7.4 см. Ниже приведен пример участка оси с логарифмической шкалой (рис.2).

lslsm.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о