Учебник История России с древнейших времен до конца 16 века 10 класс Сахаров
Учебник История России с древнейших времен до конца 16 века 10 класс Сахаров — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
А.Н. САХАРОВ
ИСТОРИЯ
РОССИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений
Допущено
Министерством образования Российской Федерации
Москва
«Русское слово» 2003
ББК 63.3 (2) С 22
РЕЦЕНЗЕНТЫ: доктор исторических наук,
профессор кафедры истории России РУДН РА.Лрсланов; учитель истории лицея № 1560 М.Н. Чернова
Методическое редактирование — канд. истор. наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания истории, обществоведения и права МПУ А.Н. Фукс
Методический аппарат — Г.И. Старобинская
Художественное оформление — С.Н. Якубовский
Сахаров А.Н.
С 22 История России с древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — М.; «ТИД «Русское слово—РС», 2003. — 320 с.: ил.
ШВИ 5-94853-057-4 (ч. 1)
ЮШ 5-94853-126-0
В учебнике члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова дается широкая панорама истории нашего Отечества. Автор детально освещает политическую историю страны, рассматривает вопросы ее хозяйственной жизни, культуры, быта. Основные вехи и события русской истории показаны через судьбы государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры, науки, изобретателей, первооткрывателей новых земель и других выдающихся личностей.
ББК 63.3 (2)
13ВК 5-94853-057-4 (ч. 1) 181Ж 5-94853-126-0
©А.Н. Сахаров
© «ТИД «Русское слово—РС», 2003 Все права защищены
Введение
Что означают слова «история России»? Ведь Россия — это и огромная территория, которая к началу XX в. занимала шестую часть земной суши, и природа страны, и климат, и ее хозяйство, и культура, и население. Но прежде всего история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.
Столетие за столетием строилось наше Отечество, расширялась его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Процесс был долгим, трудным, сложным и противоречивым, порой — болезненным и драматичным. Народы вступали во взаимоотношения друг с другом — сотрудничали, обменивались хозяйственным опытом, оборонялись от общих врагов, а иной раз и воевали друг с другом, отстаивая собственные национальные интересы, и лишь впоследствии вовлекались в русло общей российской истории.
С самых первых шагов история России развертывалась на пространствах Европы и Азии. А это значит, что в истории нашего Отечества, в традициях и обычаях нашего народа постоянно отражались влияние, взаимодействие и противостояние Запада и Востока. Две великие цивилизации Земли — западная (европейская, средиземноморская, атлантическая) и восточная, воплотившая в себе опыт великих кочевых империй и оседлых государств древности и Средних веков, проложили свои борозды на исторической ниве России.
В мировой истории наше Отечество является единственной страной, которая испытывала подобное мощное и противоречивое влияние Запада и Востока, что во многом определило ее исторический путь как путь евразийской державы. Таковой Россия остается и до
3
сегодняшнего дня. Недаром в российском гербе двуглавый орел смотрит и на запад, и на восток.
Мы уже несколько раз употребляли слово «народ», будем им пользоваться и впредь. У этого слова есть несколько значений. Во-первых, словом «народ» нередко обозначают ту или иную нацию: говорят — «русский народ», «татарский народ» и т. д. Во-вторых, под словом «народ» часто понимаются трудовые люди, низы общества. В древности это крестьяне и ремесленники, которые отличались от зажиточных и богатых слоев населения — купечества, духовенства, дворянства, аристократии и по своему материальному положению и по месту в обществе. Существует и третье понимание слова «народ» — это все слои того или иного общества, взятые вместе, общество в целом, люди, спаянные единым общественным интересом и в то же время порой резко отличающиеся друг от друга, а потому имеющие свои собственные коллективные и личные интересы. Эти интересы могут сталкиваться и приводить общество к жестоким конфликтам.
В истории нет хороших или плохих народов, как нет плохих и хороших слоев народов. Все — крестьяне, предприниматели, дворянство, духовенство, аристократия — продукт исторического развития страны. Менялись времена, менялось место той или иной части народа в истории страны. И надо хорошо представлять себе роль различных слоев общества в истории России, уметь выявить, что они дали стране, а где и когда эгоистическими интересами нанесли ей ущерб.
В то же время необходимо помнить, что каждый член общества — это отдельная личность, отдельная жизнь, судьба, неповторимая биография. С одной стороны, человек — часть коллектива с его общими интересами, с другой — он сам воплощение целого уникального мира с собственными интересами, страстями, привязанностями, представлениями, которые могут в силу многих причин отличаться от представлений других людей. Вся человеческая история, в том числе и история России, — это не только постоянные поиски людьми их общего большого общественного интереса, интереса страны, но и борьба между интересами
4
отдельной личности и коллектива, личности и государства. И поныне продолжаются настойчивые попытки привести к общему знаменателю стремления отдельного человека и всего общества.
История — одновременно прекрасная и жестокая наука, потому что она призвана показать жизнь человеческого общества во всем ее многообразии — величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ — и низких страстях; взаимопомощи и взаимовыручке людей — и насилиях над личностью человека и целых народов.
История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений.
Источники исторического знания разнообразны и многочисленны. О глубокой древности нам рассказывают науки археология (от греческих слов «археос» — «древний» и «логос» — «учение») и антропология (от греческих слов «антропос» — «человек» и «логос»).
Археологи путем раскопок древних поселений, изучения жизни человека в пещерах, анализа найденных орудий труда, оружия, домашней утвари, украшений, древней скульптуры и живописи воссоздают жизнь людей прошлых эпох, их духовный облик и верования.
Антропологи по найденным останкам восстанавливают внешний облик людей, их развитие на протяжении тысячелетий, делают выводы о том, как формировались народы и расы.
Помогает постичь историю человечества и лингвистика (от латинского слова «лингва» — «язык»). Лингвисты исследуют происхождение языков, их родство, связи, развитие и с их помощью раскрывают еще одну грань исторических судеб различных народов.
С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи — погодные (от слова «год») записи событий, различного рода светские и церковные законы и уставы, государственные и международные документы, церковные сочинения, литературные произведения,
5
воспоминания людей, их дневники, а позднее — книги, газеты, журналы, отражающие жизнь эпохи, кинофотофономатериалы. Бесценным свидетельством прошлых эпох и представлений человека о себе и своей жизни являются архитектурные сооружения, произведения искусства, предметы быта.
Все это вместе взятое внимательно изучает история, воссоздавая облик прошлых веков, в том числе и прошлого нашей Родины.
1. Раскройте смысл названия данного учебника.
2. Почему история — одновременно и прекрасная и жестокая наука?
3. В каком значении употребляется термин «народ» в следующих предложениях:
а) различные народы вовлекались в круговорот российской
истории; ^ :Н&.7 лацил’ ^ ^ л л
б) история России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединенных общей судьбой.
4. Придумайте предложение, в котором слово «народ» обозначало бы не только низы общества, трудовых людей, но и аристократию, знать, духовенство, элиту общества.
5. Докажите конкретными фактами, что не бывает плохих и хороших народов.
6. Поразмышляйте, какие уроки может извлечь ваше поколение из прошлого нашего народа.
7. Какие источники исторических знаний помогают ученым воссоздавать облик прошлых веков? Г » ‘ . » . ‘
8. Труд каких ученых (историков) вложен в изучение глубокой
древности нашей страны? лУ. л
9. Приведите примеры, подтверждающие, что история России — наука живая, развивающаяся.
10. Как вы понимаете, почему в исторической науке существуют различные точки зрения на те или иные события, возникают дискуссии, создаются гипотезы и пр.?
РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ
Глава I
Индоевропейцы. Исторические корни славян
§ 1
Родина индоевропейцев. Индоевропейцы — это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Оно дало начало многим современным европейским и азиатским народам, а позднее, уже в Новое время, распространилось в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, на различных островах и архипелагах. Большинство ученых считает, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы, в частности Балканский полуостров и предгорья Карпат и, вероятно, юг России и Украины. Здесь, в омываемых теплыми морями частях Европы, на плодородных почвах, в прогретых
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Trojden | Сахаров А. Н.: Учебник по истории России. Конец XVII — XIX век. Профильный уровень — 10 класс
Прочитать описание
Учебник для профильных классов написан видными отечественными историками. Учебный текст и методический аппарат книги соответствуют требованиям, предъявляемым к профильному образованию. Текст параграфов сокращен, ко всем главам даются повторительно-обобщающие вопросы, после большинства параграфов приведены отрывки из исторических документов с вопросами и заданиями к ним, обновлены иллюстрации, на цветной вклейке помещены изображения памятников, культуры и карты.
Глава VI. Россия в конце XVII—XVIII в.
§41. Начало славных дел Петра
§42. Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования
§43. Продолжение Северной войны
§44. Реформы Петра Великого
§45. Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого. Личность Петра Великого
§46. Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война
§47. «Золотой век» Екатерины II
§48-49. Внешняя политика Россииво второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы
§50. Русская церковь в XVIII в.
§51. Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Народы России
§52. От Булавина до Пугачева
§53. Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.
§54. Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. (продолжение)
Глава VII. Россия в первой половине XIX в.
§55. Россия в начале XIX в.
§56. Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I
§57. Начало Отечественной войны 1812 г.
§58. Завершение Отечественной войны 1812 г. Освободительный поход русской армии
§59. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов
§60. Начало правления Николая I
§61. Попытки укрепить империю
§62. Общественная жизнь России при Николае I
§63. Крымская война
§64. Образование и наукав первой половине XIX в.
§65. Золотой век русской культуры
§66. Золотой век русской культуры (продолжение)
§67. Русская православная церковь в первой половине XIX в.
Глава VIII. Россия во второй половине XIX в.
§68. Накануне отмены крепостного права
§69. Отмена крепостного права в России
§70. Основные положенияреформы 19 февраля 1801 г.
§71. Государственные преобразования 60-70-х гг. XIX в.
§72. Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в.
§73. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
§74. Промышленность и транспорт в пореформенной России
§75. Сельское хозяйство после отмены крепостного права
§76. Общественное движение в 60—70-е гг. XIX в.
§77. Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
§78. Россия в конце XIX в.
§79. Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. Достижения и просчеты
§80. Россия в первые годы правления Николая II
§81. Образование и наукаво второй половине XIX в.
§82. Архитектура, скульптура и живопись
§83. Театр, музыка, печатьи книгоиздательское дело
§84. Русская православная церковь во второй половине XIX в.
Даты и события
trojden.com
Trojden | Сахаров А. Н.: Учебник по истории России. С древнейших времен до конца XVII века. Профильный уровень — 10 класс
Прочитать описание
Учебник для профильных классов написан видными отечественными историками. Учебный текст и методический аппарат книги соответствуют требованиям, предъявляемым к профильному образованию. Текст параграфов сокращен, ко всем главам даются повторительно-обобщающие вопросы, после большинства параграфов приведены отрывки из исторических документов с вопросами и заданиями к ним, обновлены иллюстрации, на цветной вклейке помещены изображения памятников, культуры и карты.
Введение
Глава I. Предыстория народов России. Начало Руси
§1. Появление человека натерритории Восточной Европы
§2. Формирование народов
§3. Появление славян
§4. Славяне в V—VII вв. Религия древних славян
§5. Предпосылки образования Древнерусского государства
§6. Появление государства у восточных славян
§7. Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава
§8. Русь во времена Владимира Святославича
Глава II. Русь в XI—XII вв.
§9. Правление Ярослава Мудрого
§10-11. Русское общество в XI в.
§12. Время новых усобиц
§13. Владимир Мономах — великий киевский князь
§14. Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Северское княжества
§15. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля
§16. Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в.
§17. Культура Руси X — начала XIII в.
§18. Культура Руси X — начала XIII в. (продолжение)
Глава III. Русь в XIII—XV вв.
§19. Начало монголо-татарского вторжения
§20. Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский
§21. Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV—XV вв.
§22. Москва — центр объединения русских земель. Дмитрий Донской
§23. Образование единого государства — России. Иван III
§24. Культура и быт XIV—XV вв.
Глава IV. Россия в XVI в.
§25. Реформы Ивана Грозного
§26. Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство
§27. В преддверии Смуты
§28. Культура и быт конца XV—XVI в.
§29. Культура и быт конца XV—XVI в. (продолжение)
Глава V. Россия в XVII в.
§30. Смутное время
§31. Смутное время (продолжение)
§32. Первые Романовы
§33. «Священство» и «царство»
§34. Хозяйство и сословия
§35. «Бунташный век»
§36. Внешняя политика России в XVII в.
§37. Присоединение Сибири. Нерусские народы России
§38. Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны
§39. Культура и быт XVII в.
§40. Культура и быт XVII в. (продолжение)
Даты и события
trojden.com