10 класс

Что изучают в 10 классе по информатике: Рабочая программа по информатике — 10 класс (профиль)

Содержание

Прием в 10 класс

Приказ по приему в 10 класс 2021-2022 учебный год 

Протокол комиссии по приему в 10 класс 2021-2022 учебный год


 Документы для зачисления в 10 класс:

1. Заявление о приеме в школу (оформляется в школе).
2. Оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (паспорт)(законного представителя), либо оригинал документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации.
3. Оригинал паспорта (свидетельства о рождении) обучающегося.

4. Копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).
5. Копия документа, удостоверяющего личность обучающегося.

6. Личное дело обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался раньше (для учащихся, окончивших другую ОО).
7. Аттестат об основном общем образовании.

8. Грамоты, сертификаты, дипломы, подтверждающие успехи обучающихся в предметах, выбранных для профильного обучения.


 

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОТБОРУ И АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОТБОРА В ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №29 с углубленным изучением отдельных предметов города СТАВРОПОЛЯ

ИНФОРМАЦИЯ о ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

        Отбор в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в общеобразовательных организациях Ставропольского края осуществляется на основании критериев, установленных постановлением Правительства Ставропольского края от                              21 июля 2014г. № 286-п «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения».

Индивидуальный отбор выпускников 9-х классов в профильные классы осуществляется на основании следующих критериев:

1) наличие у обучающегося годовых отметок успеваемости «хорошо» или «отлично», по учебному(ым) предмету(ам), изучение которого(ых) предполагается профильном уровнях, за последние 2 года обучения;

2) наличие у обучающегося отметок «хорошо» или «отлично» по результатам государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по учебному предмету математика, изучение которого предполагается на профильном уровне и успешной сдачи государственной итоговой аттестации по выбору учебного предмета информатика или физика;

3)наличие у обучающегося за последние 2 года обучения учебных, интеллектуальных, творческих или спортивных достижений в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, отраженных в его портфолио.

Постановление Правительства Ставропольского края от 29.05.2018 N 216-п «Об изменении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения»

Постановление Правительства Ставропольского края от 21. 07.2014 N 286-п «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения»

Положение о профильных классах 

Рабочая программа по информатике. 10-11 класс. Базовый уровень

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 24 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Рабочая программа

по информатике для 10-11 классов

среднее общее образование

уровень: базовый

на 2020–2021 учебный год.

Составитель:

Авхадеева Раиса Ивановна,

учитель информатики,

высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413.
  3. Приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413» от 31.12.2015 г. №1578.
  4. Учебный план школы-интерната № 24 ОАО «РЖД» на 2020/2021 учебный год.
  5. Положение о рабочей программе учебного курса в школе-интернате № 24 ОАО «РЖД» (приказ № 77 от 15.06.2016 г.).
  6. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для 10-11 классы. Базовый уровень. (Сборник «Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 классы». Составитель: К. Л. Бутягина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.)

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации информатика в 10-11 классах на базовом уровне изучается по 1 ч в неделю, всего 70 ч. за 2 года. Настоящая программа раскрывает содержание обучения информатики в 10-11 классах школы-интерната на базовом уровне. Программа осуществляется за счет часов федерального компонента.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

В авторской программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа в школе-интернате рассчитана на 69 учебных часа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, контрольно-оценочными сессиями и итоговой аттестации учащихся. Программа адаптирована под программное обеспечение образовательного учреждения.

Планируемые результаты по итогам изучения курса

Личностные результаты:

  • Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы.
  • Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
  • Готовность к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы обучающихся, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
  • Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
  • Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
  • Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты: 

Раздел I. Информация и информационные процессы

Обучающийся на базовом уровне научится:

(не предусмотрено примерной программой)

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
  • использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.

Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
  • применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
  • использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
  • использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
  • понимать принцип управления робототехническим устройством;
  • осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
  • диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
  • использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
  • узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.

Раздел III. Представление информации в компьютере

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике.

Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.

Раздел V. Современные технологии создания и обработки информационных объектов

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

(не предусмотрено примерной программой)

Раздел VI. Обработка информации в электронных таблицах

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
  • представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
  • разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.

Раздел VII. Алгоритмы и элементы программирования

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
  • узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;читать и понимать несложные программы,
  • выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
  • создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей;
  • понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
  • применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде, включая тестирование и отладку программ;
  • использовать основные управляющие конструкции программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.

Раздел VIII. Информационное моделирование

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • находить оптимальный путь во взвешенном графе;
  • использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
  • использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
  • применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
  • создавать учебные многотабличные базы данных.

Раздел IХ. Сетевые информационные технологии

Обучающийся на базовом уровне научится:

  • использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
  • использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
  • использовать в повседневной практической деятельности информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
  • создавать веб-страницы; организовывать личное информационное пространство;
  • критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

Раздел Х. Основы социальной информатики

Обучающийся на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной программой)

Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

  • использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Содержание разделов и тем учебного курса

10 класс

1 ч в неделю, всего 35 ч

Раздел I. Информация и информационные процессы – 6 ч

Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Информационная культура и информационная грамотность. Приемы работы с текстовой информацией. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Информационные связи в системах различной природы.

Обработка информации. Кодирование информации. Поиск информации. Передача информации. Хранение информации.

Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч

Этапы информационных преобразований в обществе. История развития устройств для вычислений. Эволюция поколений ЭВМ. Принципы Неймана-Лебедева. Архитектура компьютера. Перспективные направления развития компьютера.

Структура программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Файлы и каталоги. Функции файловой системы. Файловые структуры.

Раздел III. Представление информации в компьютере – 8 ч

Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации.

Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики – 8 ч

Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики. Таблицы истинности. Основные законы алгебры логики. Преобразование логических выражений. Элементы схемотехники. Логические схемы. Логические задачи и способы их решения

Раздел V. Современные технологии создания и обработки информации – 5 ч

Текстовые документы. Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации. Выполнение мини-проекта по теме.

Раздел VI. Повторение – 3 ч

Основные идеи и понятия курса. Итоговое тестирование.

11 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч

Раздел I. Обработка информации в электронных таблицах – 5 ч

Табличный процессор. Основные сведения. Редактирование и форматирование в табличном процессоре. Встроенные функции и их использование. Логические функции. Инструменты анализа данных

Раздел II. Алгоритмы и элементы программирования – 9 ч

Основные сведения об алгоритмах. Алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц. Функциональный подход к анализу программ. Структурированные типы данных. Массивы. Структурное программирование. Рекурсивные алгоритмы.

Раздел III. Информационное моделирование – 10 ч

Модели и моделирование. Моделирование на графах. Знакомство с теорией игр. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Системы управления базами данных. Проектирование и разработка базы данных.

Раздел IV. Сетевые информационные технологии – 5 ч

Основы построения компьютерных сетей. Как устроен Интернет. Службы Интернета. Интернет как глобальная информационная система.

Раздел V. Основы социальной информатики – 3 ч

Информационное общество. Информационное право. Информационная безопасность.

Раздел VI. Повторение – 2 ч

Основные идеи и понятия курса. Итоговая контрольная работа

Тематическое планирование 10 класс

Раздел (тема)

Количество

часов

практических работ

контрольных работ

тестов

Раздел I. Информация и информационные процессы — 6 ч

1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура

1

0

0

1

2. Подходы к измерению информации

1

1

0

1

3. Информационные связи в системах различной природы

1

0

0

0

4. Информационные процессы (обработка, передача, хранение информации)

3

1

1

0

Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение 5 ч

5. История развития вычислительной техники

1

0

0

0

6. Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1

0

0

0

7. Программное обеспечение компьютера

1

1

0

1

8. Файловая система компьютера

2

1

0

1

Раздел III. Представление информации в компьютере – 8 ч

12. Системы счисления

4

1

1

1

13. Кодирование информации

4

1

1

1

Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 ч

14. Алгебра логики и таблицы истинности

3

1

0

1

15. Преобразование логических выражений

2

1

0

1

16. Элементы схемотехники. Логические схемы

1

1

0

1

17. Логические задачи и способы их решения

2

1

1

0

Раздел V. Современные технологии создания и обработки информации– 5 ч

18. Текстовые документы

1

1

0

0

19. Объекты компьютерной графики

1

1

0

0

20. Компьютерные презентации

1

1

0

0

21. Выполнение мини-проекта

2

1

1

0

Раздел VI. Повторение – 3 ч

22. Повторение. Итоговое тестирование

3

0

0

1

Итого:

35

14

4

9

11 класс

Раздел (тема)

Количество

часов

практических работ

контрольных работ

тестов

Раздел I. Обработка информации в электронных таблицах — 5 ч

1. Табличный процессор. Редактирование и форматирование в табличном процессоре

1

0

0

0

2. Встроенные функции и их использование

2

1

0

1

3. Инструменты анализа данных

2

1

1

0

Раздел II. Алгоритмы и элементы программирования 9 ч

4. Основные алгоритмические структуры

1

0

0

0

5. Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль

1

0

0

0

6. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

2

1

0

1

7. Структурированные типы данных. Массивы

2

1

0

1

8. Структурное программирование

1

1

0

0

9.Рекурсивные алгоритмы

2

1

1

0

Раздел III. Информационное моделирование – 10 ч

10. Модели и моделирование

1

0

0

0

11. Моделирование на графах

2

1

0

0

12. Знакомство с теорией игр

2

1

0

0

13. Реляционные базы данных и СУБД

3

1

0

1

14. Проектирование и разработка базы данных

2

1

1

0

Раздел IV. Сетевые информационные технологии — 5 ч

15. Основы построения компьютерных сетей

1

1

0

1

16. Службы Интернета

2

1

0

0

17. Интернет как глобальная информационная система

2

1

1

0

Раздел V. Основы социальной информатики – 3 ч

18. Информационное общество

1

0

0

0

19. Информационное право

1

0

0

1

20. Информационная безопасность

1

1

0

1

Раздел VI. Повторение – 2 ч

21. Повторение. Итоговое тестирование

2

0

0

1

Итого:

34

14

4

8

Контроль знаний в 10 классе

Виды контроля

I

II

III

IV

Год

Практическая работа

3

3

5

3

14

Контрольная работа

1

0

1

2

4

Тестирование

2

3

3

1

9

Контроль знаний в 11 классе

Виды контроля

I

II

III

IV

Год

Практическая работа

2

4

5

3

14

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Тестирование

1

1

3

3

8

Календарно-тематическое планирование на учебный год 10 класс

Общее количество часов: 35

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.

Раздел I. Информация и информационные процессы– 6 ч

1.

Информация. Информационная грамотность и информационная культура

1

2.

Подходы к измерению информации

1

3.

Информационные связи в системах различной природы

1

4.

Обработка информации

1

5.

Передача и хранение информации

1

6.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы»

1

Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение 5 ч

7

История развития вычислительной техники

1

8

Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1

9

Программное обеспечение компьютера

1

10

Файловая система компьютера

1

11

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение»

1

Раздел III. Представление информации в компьютере – 8 ч

12

Представление чисел в позиционных системах счисления

1

13

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

1

14

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

15

Представление чисел в компьютере

1

16

Кодирование текстовой информации

1

17

Кодирование графической информации

1

18

Кодирование звуковой информации

1

19

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере»

1

Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 ч

20

Некоторые сведения из теории множеств

1

21

Алгебра логики

1

22

Таблицы истинности

1

23

Основные законы алгебры логики

1

24

Преобразование логических выражений

1

25

Элементы схемотехники. Логические схемы

1

26

Логические задачи и способы их решения

1

27

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики»

1

Раздел V. Современные технологии создания и обработки информации – 5 ч

28

Текстовые документы

1

29

Объекты компьютерной графики

1

30

Компьютерные презентации

1

31

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»

1

32

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов»

1

Раздел VI. Повторение – 3 ч

33

Повторение основных понятий курса информатики

1

34

Итоговое тестирование

1

35

Обобщение и систематизация курса 10 класса

1

11 класс

Общее количество часов: 34

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.

Раздел I. Обработка информации в электронных таблицах — 5 ч

1.

Табличный процессор. Редактирование и форматирование в табличном процессоре

1

2.

Встроенные функции и их использование

1

3.

Логические функции

1

4.

Инструменты анализа данных

1

5.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме « Обработка информации в электронных таблицах»

1

Раздел II. Алгоритмы и элементы программирования 9 ч

6.

Основные алгоритмические структуры

1

7.

Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль

1

8.

Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

1

9.

Функциональный подход к анализу программ

1

10.

Структурированные типы данных. Массивы

1

11.

Структурированные типы данных. Массивы

1

12.

Структурное программирование

1

13.

Рекурсивные алгоритмы

1

14.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме « Алгоритмы и элементы программирования »

1

Раздел III. Информационное моделирование – 10 ч

15.

Модели и моделирование

1

16.

Моделирование на графах

1

17.

Моделирование на графах

1

18.

Знакомство с теорией игр

1

19.

Знакомство с теорией игр

1

20.

База данных как модель предметной области

21.

Реляционные базы данных и СУБД

1

22.

Проектирование и разработка базы данных

1

23.

Проектирование и разработка базы данных

24.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование»

1

Раздел IV. Сетевые информационные технологии — 5 ч

25.

Основы построения компьютерных сетей

1

26.

Как устроен Интернет

1

27.

Службы Интернета

1

28.

Интернет как глобальная информационная система

1

29.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные

технологии»»

1

Раздел V. Основы социальной информатики – 3 ч

30.

Информационное общество

1

31.

Информационное право

1

32.

Информационная безопасность

1

Раздел VI. Повторение – 2 ч

33

Повторение основных понятий курса информатики

1

34

Итоговое тестирование

1

Денис Копосов, учитель информатики из 24 гимназии Архангельска, выпустил серию учебников по робототехнике

Обычный урок информатики в 24 гимназии Архангельска. Восьмой класс под руководством учителя Дениса Копосова изучает «умные технологии» или по-другому — «интернет вещей». Подключают приборы к сети для удаленного управления. Так, Алина и Настя — уже закончили работу над цифровой метеостанцией.

Анастасия Кудрина, ученица 24-й гимназии Архангельска:

— У нас есть датчик, который считывает температуру и влажность в помещении, в котором находится. После это обрабатывается в программе и выводится на другие компьютеры при помощи сети и Интернета.

Сложные задачи — решаются просто с помощью новеньких учебников по роботехнике и 3D моделированию авторства Дениса Копосова. Они вышли 10-тысячным тиражом. Это первые учебные пособия по этим дисциплинам, которые официально утверждены министерством Просвещения России.

Денис Копосов, учитель информатики 24-й гимназии Архангельска, автор учебников по робототехнике:

— Сразу выяснилось, что учебных материалов — вообще в стране ни в каком виде, в принципе русскоязычных материалов не было. Поэтому либо делай сам, либо останавливай процесс. Поэтому когда-то началось с 2012 года, это первый наш, тоже на тот момент единственный в стране, практикум для 5-6 классов.

На этом Денис Геннадьевич не остановился. Сегодня в издательстве «Просвещение» вышла целая линейка учебников по роботехнике. С 5-го по 9-класс. По ним учатся школьники Архангельской области и других регионов России.

Владимир Численский, ученик 24-й гимназии Архангельска:

— Я попал сюда, когда выбирал, на какой именно класс идти профильный. Много выборов, но я остановился на информатике, так как это мне больше нравится из всех предметов.

Теперь информатика — один из любимых предметов учеников Дениса Геннадьевича. Ведь его класс оборудован по последнему слову техники.

 — Математика прям оживает, ты применил, и как магия начинает выглядеть.

Здесь девять 3D-принтеров и 6 квадрокоптеров. Такому количеству могут позавидовать даже научные лаборатории нашего региона. Но вся эта техника — без чуткого отношения к школьникам — не нужна.


Алина Нестренко, ученица 24-й гимназии Архангельска:

— Информатика и роботехника — одни из любимых моих уроков. Ну интересно очень и мне нравится этим заниматься. Опять же и учитель хороший, это тоже многое значит.

Сегодня в классе Дениса Копосова информатику и роботехнику изучают ученики из 32-ух школ Архангельска. После своих уроков — Денис Геннадьевич проводит мастер-классы.

Дарья Биденко

тематическое планирование по информатике 10 класс Босова ЛЛ


ур.

Тема урока

Д.З.

Основные виды учебной деятельности

дата план

дата факт

Информация и информационные процессы – 6 ч.

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

 

Практическая деятельность:

Решают задачи на определение количества информации.

Кодируют и декодируют сообщения по предложенным правилам.

 

 

1.       

Входное тестирование. Правила ТБ. Информация. Информационная грамотность и информационная культура.

§1

 

 

2.       

Подходы к измерению информации

§2

 

 

3.       

Информационные связи в системах различной природы

§3

 

 

4.        

Обработка информации

§4

 

 

5.       

Передача и хранение  информации

§5

 

 

6.       

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

повторение §1–5

 

 

Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч.

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, выполняют практические задания.

 

Практическая деятельность:

Работают с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Решают расчетные и оптимизационные задачи с помощью электронных таблиц.  

 

 

7.       

Анализ контрольной работы. История развития вычислительной техники

§6  

 

 

8.       

Основополагающие принципы устройства ЭВМ.

§7

 

 

9.       

Программное обеспечение компьютера

§8

 

 

10.   

Файловая система компьютера

§9

 

 

11.    

Тест по теме «Компьютер и его программное обеспечение».

§6–9  

 

 

Представление информации в компьютере – 9 ч.

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

 

Практическая деятельность:

Решают задачи и выполняют задания на кодирование тестовой, графической и звуковой информации.

Записывают числа в различных системах счисления.

Переводят числа из одной системы счисления в другую.

Вычисляют в позиционных системах счисления.

Представляют целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

 

 

12.    

Представление чисел в позиционных системах счисления

§10  

 

 

13.   

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

§11.1–11.4

 

 

14.   

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления.  Арифметические операции в позиционных системах счисления.

11.5,12

 

 

15.   

Контрольная работа №2 по теме  «Системы счисления».

 

 

 

16.

   

Анализ контрольной работы. Представление чисел в компьютере.

§13

 

 

17.   

Правила техники безопасности в кабинете информатики. Кодирование текстовой информации

§14

 

 

18.   

Кодирование графической информации

§15

 

 

19.   

Кодирование звуковой информации

§16

 

 

20.   

Тест по теме «Представление информации в компьютере»

§10–16

 

 

Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 ч.

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

 

Практическая деятельность:

Выполняют эквивалентные преобразования логических выражений.

Строят логические выражения по заданной таблице истинности.

Решают простейшие логические уравнения.

 

 

21.   

Некоторые сведения из теории множеств

§17

 

 

22.   

Алгебра логики

§18

 

 

23.   

Таблицы истинности

§19

 

 

24.    

Основные законы алгебры логики

§20.1

 

 

25.   

Преобразование логических выражений

§20.2–20.3

 

 

 

26.   

Контрольная работа №3 по теме : «Элементы теории множеств и алгебры логики».

Повт. 17-20

 

 

27.   

Анализ контрольной работы. Элементы схемотехники. Логические схемы

§21

 

 

28.   

Логические задачи и способы их решения

§22

 

 

Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 7 ч. )

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

 

Практическая деятельность:

Создают, редактируют и форматируют текстовые  и графические документы (растровые,  векторные).

Создают мультимедийные презентации.

 

 

 

29.   

Текстовые документы

§23

 

 

30.   

Объекты компьютерной графики

§24

 

 

31.   

Компьютерные презентации

§25

 

 

32.    

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»

§23–25

 

 

33.   

Защита мини- проекта по теме №Создание и обработка информационных объектов»

Повторение

 

 

34.   

Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация.

§1–25

 

 

35.   

Анализ итоговой контрольной работы

 

 

 

 

Почему информатика не интересует школьников

Цифровая экономика остро нуждается в кадрах, но в школе на информатику выделяют только один час в неделю, а ЕГЭ сдают лишь 14% выпускников. Как изменить ситуацию и качественно подготовить детей к жизни в мире информации?

Время на чтение: 5–7 минут

Современная экономика буквально построена на информационных технологиях. А это значит, что спрос на специалистов ИТ-сферы на рынке труда будет из года в год только расти. Но среди тех, кто через несколько лет будет устраиваться на работу в первый раз, заинтересованных в получении цифрового образования не так много. Это видно хотя бы по тому, к каким ЕГЭ готовятся выпускники: если обществознание сдают около 50% одиннадцатиклассников, то информатику — только 14%. С чем связано такое прохладное отношение к предмету и как можно исправить это положение, разбираемся с экспертами.

Решение 1. Выделить больше часов на изучение предмета

Школьная программа по информатике достаточно обширная: согласно ФГОСам базового уровня, ребята к окончанию школы должны уметь создавать сайты, моделировать корреляционную зависимость, решать задачи оптимального планирования (линейного программирования), быть знакомыми с информационным правом и безопасностью и многим другим. При этом, начиная с 7-го класса, на изучение информатики в школах выделяется всего один урок в неделю. Можно ли качественно освоить программу за столь короткий срок?

«Конечно нет, — отвечает автор одного из основных учебно-методических комплексов по информатике для средней и старшей школы в стране Людмила Босова. — Разумный подход — давать хотя бы два часа в неделю на изучение информатики. И даже за это время сильно углубиться в предмет не получится. Но два часа в неделю на протяжении одного года лучше, чем один час в неделю три года подряд. Общеизвестный факт: через неделю после одночасового урока ученики помнят только 20% того, что изучили».

Решение 2. Повысить популярность ЕГЭ по информатике у школьников

В рамках школьных уроков практически невозможно подготовиться к ЕГЭ без привлечения дополнительных сил. Поэтому ребята, которые все-таки решаются на экзамен, много занимаются дополнительно: с репетиторами, на курсах, самостоятельно по доступным видеоурокам.

При этом сам ЕГЭ по информатике нужен не везде: многие вузы принимают документы на ИТ-специальности с набором экзаменов, состоящим, например, из математики и физики.

«Спрос на специалистов в сфере информационных технологий очень высокий и совсем не удовлетворен. По официальным прогнозам, к 2024 году количество бюджетных мест по таким направлениям в вузах составит 120 тыс. (сейчас — около 60 тыс.), — отмечает директор Центра развития ИТ-образования МФТИ Алексей Малеев. — В то же время я знаю очень много примеров, когда при поступлении на ИТ-факультет в вузе нет даже экзамена по информатике».

Но ситуация меняется: все больше вузов начинают принимать ЕГЭ по информатике.

Решение 3. Заинтересовать учащихся предметом

Дети приходят в школу, уже обладая базовыми навыками работы с гаджетами. К средней школе они могут создавать презентации, искать информацию в интернете, общаться в социальных сетях и совершать покупки в онлайн-режиме. Для них информатика — это прикладной, но не очень полезный предмет, который, кажется, можно игнорировать.

«Современные дети дома учатся работать с компьютером, смартфоном, планшетом. Поэтому, если на уроках объяснять им то, что они уже знают, они быстро потеряют интерес, — рассказывает руководитель службы разработки «Яндекс.Учебника» Влад Степанов. — Задача учителя информатики сегодня состоит в том, чтобы показать ученикам, что его предмет — это наука, интересная, многогранная и не ограничивающаяся пользовательскими навыками, которые позволяют выкладывать в сеть посты, фото или видео. Важно объяснить, что, имея соответствующие компетенции в программировании, можно заставить компьютер работать на себя — например, автоматически искать нужную информацию, передавать данные, управлять какими-либо объектами и многое другое. Мы в «Яндексе» для этого разработали бесплатный курс информатики для школьников».

В целом школьная информатика сегодня во многом ограничивается обучением пользовательскому набору умений. Ребят учат создавать презентации и документы, работать в таблицах. Реже уделяют внимание более профессиональным навыкам — например, программированию и основам информационной безопасности. Тем временем, базовые навыки программирования или хотя бы цифровая грамотность однозначно могут помочь в достижении успеха в современном мире, причем независимо от того, в какой сфере работает человек.

«Я работаю в Высшей школе экономики, и сейчас всех студентов обязали учить Python. В том числе, например, востоковедов и рекламщиков. Все должны знать Python на каком-то уровне», — рассказывает Михаил Густокашин, директор факультета компьютерных наук и центра студенческих олимпиад ВШЭ.

А вот что говорит академический руководитель школьных программ по информатике и программированию «Яндекса», учитель информатики Александр Паволоцкий:

«Мой коллега, физик с геологического факультета МГУ, считает, что, например, геологам обязательно нужно уметь программировать. Но, увы, их этому не учат. В итоге им продают дорогостоящее программное обеспечение для работы, и для того, чтобы что-нибудь там подкрутить, они заказывают новые доработки. Но можно же написать код самостоятельно — и это достаточно просто».

Решение 4. Школа должна успевать за прогрессом

В 2021 году школа сделала серьезный шаг навстречу будущему: ЕГЭ по информатике в этот раз впервые сдавали на компьютерах. Это совсем немного приблизило школьное сообщество к решению проблемы: информатика очень часто не успевает за миром ИТ-технологий. Информатику во многих школах преподают по бумажным учебникам, издательский цикл которых составляет не один год. В итоге дети могут обучаться по книгам 10-летней давности, многие вопросы в которых заметно устарели.

«Подход, конечно, изменился. Но дети по-прежнему учатся по учебникам, созданным 10-15 лет назад, и расхождение колоссальное, — подтверждает Антонина Новоселова, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Гимназия № 42» г. Барнаула. — Например, в учебнике, по которому мы занимаемся, в качестве носителей информации называются дискеты и диски, а ребята уже даже не знают, что это такое».

В решении этой проблемы могут помочь ИТ-компании и образовательные ресурсы, которые создают контент на основе современных трендов в отрасли, опираясь на отзывы пользователей. В отличие от бумажных учебников, у цифровых ресурсов есть возможность постоянно перерабатывать и улучшать содержание, быстро адаптировать контент под требования времени и давать детям большой выбор — изучать только основы информатики или получать углубленные знания.

Профильные предметы

Информатика

        Предмет информатика и вычислительная техника в техническом лицее является одним из профилирующих предметов. По учебному плану в 8-9ых классах отводится 2 ч, в 10-11ых — 3 учебных часа. Лицей оснащен двумя компьютерными классами на базе компьютеров IBM .

        Содержание обучения информатике в техническом лицее включает углубленное изучение вопросов базового курса, ядром которого является освоение учащимися 8-х классов алгоритмического языка, используя в качестве пособия учебник А. Г.Кушниренко. Теоретический базовый курс удачно сочетается с практическим использованием системы программирования «КуМир», которая полностью соответствует учебнику, что в значительной мере способствует повышению интереса изучения теоретического курса.

        Программа 9,10,11-ых классов рассчитана на теоретическое и практическое изучение в области операционных систем, системы WINDOWS, приложений Microsoft Office, текстового и графического редакторов, языка программирования TURBO PASCAL, Internet и многое другое. При изучении «компьютерных курсов» традиционные организационные формы и методы обучения свободно сочетаются с индивидуальными, групповыми и лекционными формами обучения.

        Целью курса информатики является развитие у учащихся информационной культуры, выработка пользовательских навыков работы с ЭВМ, работа с базовыми программными продуктами, привитие элементов логического мышления, выражающегося в умениях рассуждать, доказывать и обосновывать предлагаемые решения, писать программы на каком-либо алгоритмическом языке и выполнять их с помощью компьютера, а также знание архитектуры ЭВМ, овладение современной технологией программирования.

        Программа курса информатики технического лицея совместима с системой непрерывного школьного и вузовского образования и обеспечивает преемственность обучения информатике на всех уровнях.

        К настоящему времени в техническом лицее накоплен опыт внекласной работы школьников по информатике. Об эффективности кружковой работы можно судить по выступлениям учащихся технического лицея в олимпиадах. Так учащиеся технического лицея ежегодно становятся победителями и призерами областных олимпиад, принимают участие во всероссийских олимпиадах.

        Кроме компьютерных классов в лицее имеется видеоконференцзал и мультимедийная лаборатория «Эврика», оснащенные компьютерной техникой. Наличие интернета вместе с таким оборудованием, участие в программе «SEED», дает возможность учащимся во внеурочное время получать дополнительные знания по всем предметам, пользуясь образовательными ресурсами сайта компании Шлюмбержеhttp://www.planetseed.com/ru/home, общаться со сверстниками других городов и стран, делиться своими достижениями и опытом в работе над различными проектами.

 

Математика

        Основная задача обучения математики в АТЛ – качественная подготовка учащихся к поступлению и продолжению учебы в высшей школе по специальностям, требующим высокой математической культуры. Наряду с прагматической целью, коллектив лицея ставит перед собой более высокую цель – выявление и развитие математических способностей учащихся, формирование развитого самостоятельного логического мышления. Преподавание математики ведется по учебному плану для школ с углубленным изучением математики, согласно которому в VIII и IX классах изучаются 2 предмета – алгебра (5 ч. в неделю) и геометрия (3 ч. в неделю). В X и XI классах изучаются предметы алгебра и начала анализа (4 ч.), геометрия (2 ч.), спецкурс «Элементарная математика» (2 ч.). Кроме того, для учащихся X и XI классов читаются ещё спецкурсы: «Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности», «Решение задач группы С (С5, С6)». В рамках регионального проекта «Школа – ВУЗ» еженедельно по специальному расписанию проводятся видеоконференции с участием преподавателей АГУ.

        В лицее ведется индивидуальная работа с особо одаренными детьми. Имеется богатый опыт подготовки школьников к участию в областных и межрегиональных олимпиадах по математике. В 7-х классах проводятся занятия кружка «Архимед», с учащимися 8-11 классов занятия проводит к. ф.м. наук преподаватель АГУ Р.К. Ахунжанов. Выпускники АТЛ вот уже много лет подряд занимают I место в рейтинге результатов ЕГЭ по математике в Астраханской области. Лучшие из них ежегодно становятся студентами самых престижных ВУЗов страны (на бюджетной основе). 

 

Физика

        Согласно учебному плану АТЛ на изучение физики отводится следующее количество часов в неделю: 7 класс — 2 часа; 8 класс — 3 часа; 9 класс — 4 часа + 1 час факультативных занятий; 10 класс — 6 часов + 2 часа факультативное занятие и элективный курс; 11 класс — 7 часов + 1 час на изучение астрономии + 2 часа факультативное занятие и элективный курс. Выделенное количество часов позволяет вести изучение курса физики на профильном уровне.

        Изучение физики ведется на фоне истории развития физической науки и техники, часто позволяет лицеистам более осознано воспринимать материал. Лицейский курс физики заметно расширен и углублен по сравнению с обычным школьным. Например: в 9 классе изучается раздел «Статика», в 10 классе – Теорема Гаусса, закон Био-Савара-Лапласса, в 11 классе – Волновая оптика, сферические зеркала и линзы, элементы квантовой механики и др.

        Достаточно много времени отводится решению задач, подготовка к тестированию и ЕГЭ. Ведется спецкурс решения задач олимпиадного типа. Кроме факультативных занятий с наиболее одарёнными детьми ведутся занятия по подготовке к олимпиадам различного уровня. Такие занятия ведет преподаватель АИСИ . Войков В.В. Кроме того, наличие мультимедийной лаборатории «Эврика», оборудованной различными датчиками серии «Архимед» позволяет не только проводить лабораторные работы на самом высоком уровне, но и дает возможность заниматься проектной и научной деятельностью. Тому же способствует и наличие лаборатории, в которой установлены сканирующие зондовые микроскопы «NanoEducator».

        Формы работы с лицеистами приближены к вузовским. Это лекции, семинары, посвященные решению задач и лабораторным работам. Контроль знаний осуществляется путем тестирования, зачетных работ, итоговых контрольных работ и экзаменов в летнюю сессию. Подавляющее большинство лицеистов успешно проходят Всероссийское тестирование, показывают хорошие результаты на вступительных экзаменах в различные вузы страны.

 

Черчение

        Программа курса “Черчение”, по которым ведётся обучение в лицее, существенно отличается от программы обычной средней школы, по продолжительности изучения (от двух до четырех лет), и по насыщенности учебным материалом. Программа включает темы, изучаемые в средней школе, а также отдельные разделы программ по инженерной графике. Главный акцент сделан на развитие образного мышления учащихся, их творческих способностей.

        Лицеисты изучают также способы построения лекальных кривых. В программе лицея предусматривается изучения построения уклона и конусности. Объединяющим началом курса “Черчение” в АТЛ является овладение основами проецирования, чтения и выполнения чертежей в системе прямоугольных проекций, начинается с самого начала и остаётся ведущим в процессе изучения всего курса. С этой целью в программе лицея активно используется аппарат начертательной геометрии (метод Г. Монжа). Изучая оригинальный метод проецирования основных геометрических элементов пространства, учащиеся переходят к решению более сложных задач, связанных с проецированием геометрических тел. Так как изучение метода Монжа связанна со знанием основных положений геометрической теории, то таким образом в лицее реализуется проблема международных связей. При изучении раздела “Разрезы и сечения” подробно рассматривается сложные разрезы, которые не входят в обычную школьную программу. В разделе “Машиностроительное черчение” большое внимание уделяется изучению типовых соединений деталей; подробно рассматриваются профили резьб и резьбовые соединения. При выполнении сборочных чертежей, в соответствии со стандартом, учащиеся составляют спецификацию изделий. При деталировании выполняют эскизы и рабочие чертежи деталей достаточной степени сложности.

        Опыт показывает, что обучение черчению в лицее лицея, позволяет выпускникам приступить к изучению вузовского курса теоретически подготовленными, с практическими навыками выполнения графических работ, согласно требованиям ЕСКД и ГОСТов.

Подробности
Автор: Super User

Q&A – Новости – Лицей НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В новом материале учащиеся «Информатики, инженерии и математики» поделились опытом участия в Хакатонах и математических играх, высказали мнение о темпах обучения и охарактеризовали три состояния лицеиста с «Матинфо». Руководитель направления Юрий Викторович Быков, в свою очередь, рассказал об образовательных треках и ответил на столь волнующий всех абитуриентов вопрос: обязательно ли быть олимпиадником, чтобы учиться на «Матинфо».

«Опыт, который сложно заменить», — или учеба на «Матинфо»

Юрий Викторович Быков, руководитель направления

«Сравнивая «Матинфо» с другими направлениями, я бы говорил не о различии в программе по математике или другим дисциплинам. Я бы говорил о различии в идеологии: это, пожалуй, то, чем мы действительно отличаемся, чем отличается каждое направление Лицея».

 

«Информатика, инженерия и математика» — или «Матинфо» — крупнейшее техническое направление Лицея, контрольные цифры приема на него составляют 100 человек. Направление сотрудничает с 16 образовательными программами и 8 факультетами. Пользуясь популярностью среди девятиклассников, «Матинфо» отличается традиционно высоким конкурсом и из года в год лидирует по критерию «первого приоритета»: абитуриенты знают, куда поступают, и идут сюда уверенно, целенаправленно.  

«Матинфо» или «Информатика, инженерия и математика»?

В 2019 году «Матинфо» было переименовано в «Информатику, инженерию и математику» — и, хотя в лицейском лексиконе не закрепилось наименование «Инфомат», такое изменение напрямую связано с позицией направления. По словам Юрия Викторовича Быкова, новое название делает больший акцент на профильные треки: «Математика никуда не уходит, она становится тем, чем была всегда, — базой и подпоркой для профильных дисциплин».

 

Алиса Шиканян, выпускница 2020

«Из-за названия может показаться, что направление — для информатиков. Это миф и стереотип: на “Матинфо” можно развиваться и в физике, и в инженерии. Да, физический трек еще достаточно новый — но ведь и факультету во ВШЭ всего четвёртый год. Уверена, если сюда будут приходить учиться мотивированные ребята, можно будет достичь больших успехов и профильного разнообразия на “Матинфо”».

 

Александр Потапов, выпускник 2020

«У нас все же направление техническое, а, как мы знаем, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Мне кажется, на жизнь лицеиста переименование если и повлияло, то крайне незначительно. Что “Матинфо”, что “Инфомат” делают упор на технических дисциплинах, и это я считаю важным».

Для инженеров, программистов, физиков? А может, математиков?

На «Матинфо» есть «треки» обучения: IT-трек, физический трек и инженерный трек.

 

Юрий Викторович Быков, руководитель направления

«”Матинфо” отличается вариативностью программ, на которые идут наши ребята: мы и про IT, и про физику, и про математику. У нас нет дисциплины-приоритета, здесь не изучают физику через математику или наоборот. Каждый выбирает то, что ему  интересно, и уже этот предмет становится в его учебном плане “основным”, базовым».

 

Физический трек

Профильная физика в Лицее есть на «Матинфо», на направлении «Математика» и на направлении «Естественные науки». На «Матинфо» она преподается в объеме 6 часов — столько же, сколько на «Математике» и на 2 часа больше, чем на «ЕН». В вариативном блоке дисциплин с 2018 года можно выбрать практикум по физике — предмет, в рамках которого учащиеся работают с практической стороной дисциплины, выполняют физические опыты и лабораторные работы. «Матинфо» — единственное направление в Лицее, которое напрямую сотрудничает с Факультетом физики в Вышке.

 

Алиса Шиканян, выпускница 2020

«Физика в качестве отдельного трека на “Матинфо” появилась не сразу, и трек еще развивается. Сейчас на направлении профильную физику преподают в том числе сильные преподаватели с Факультета физики ВШЭ. Большим плюсом для меня являлся практикум по физике: физика — прикладная наука, и лабораторные работы — незаменимая составляющая в изучении этой дисциплины, поэтому проводить эксперименты каждую неделю было полезно и познавательно. Практикум вели молодые преподаватели с Факультета физики, и это косвенным образом знакомило с факультетом».

Именно знания по лабораторным помогают выполнять практические задания в институте.

 

Руслан Адьянов, 10 класс

«В десятый класс я поступил на “Матэк”, и несмотря на то, что учиться там мне понравилось, решил перейти на “Матинфо”. Причиной для этого была и остаётся профильная физика, которую я изучаю не только в рамках основного учебного плана, но и на ФД на Физфаке, где разбираются задачи повышенной сложности. Сдавать академическую разницу было непросто, но учителя шли мне навстречу, а ребята были готовы помочь и подсказать. На новом направлении я чувствую себя хорошо».

 

IT-трек

Профильная информатика разделена на три курса:

1)     теоретическая информатика — тренировка заданий ЕГЭ по типу комбинаторики, систем исчисления и пр.;

2)     пользовательский курс — изучение работы с программами Word, Excel; изучение языка программирования Python

3)     программирование на языке C# и решение задач, требующих написания программ

 

Помимо факультативов и дополнительных курсов по информатике, лицеисты отмечают вклад Факультетского дня на ФКН в их достижения по предмету.

 

Артем Смирнов, 10 класс

«В качестве профиля я выбрал информатику. На парах мы готовимся к ЕГЭ, учимся новым для меня языкам программирования и базовому анализу данных.

Подготовка к олимпиадам заметно лучше в Лицее, чем в моей предыдущей школе. Помимо разнообразных факультативов и курсов, на которые определенно стоит ходить, многое мне дает факультетский день на ФКН. В качестве домашнего задания мы решаем полу-олимпиадные задачи на Питоне, что отлично подходит для введения в олимпиадное программирование».

 

Инженерный трек

Инженерный трек — направление, нацеленное на развитие навыков аналитического мышления и проектирования. В целях развития трека в список факультетов-партнеров направления  включен Факультет географии и геоинформационных наук.

Лицеисты инженерного трека «Матинфо» активно осваивают работу в современных лабораториях: например, в рамках сотрудничества с «Шухов лаб» у лицеистов появилась возможность работать на новейшем оборудовании — 3d-принтерах, станках для резьбы по дереву и пластику — на парах по инженерии.

О математике

Большой упор делается также на математику: 10 часов в неделю дают о себе знать, и иногда ты забываешь, что учишься на профильной информатике. При этом математика как база важна, её  хорошо объясняют, дают задачки разного уровня, мы много практикуемся.

 

«Чистых» математиков на «Матинфо» меньше, однако и они здесь есть — как правило, это ребята, для которых  важна роль математики как фундамента других технических дисциплин. Лицеистам дается высокий уровень математической подготовки в объеме 10 часов, ведь и программы, с которыми сотрудничает направление, и профильные дисциплины как таковые требуют серьезного математического бэкграунда. Эти требования и учитываются при разработке учебного плана на «Матинфо».

 

Юрий Викторович Быков, руководитель направления

«Дословно программа по математике в каких-то моментах у нас одинаковая с “Матэком”, но идеология на направлениях различается. Нашим ребятам математика нужна не в экономическом, а в базисном смысле, так как фундаментальная математика определяет те сферы, которыми мы занимаемся углубленно».

 

Дмитрий Мухин, 10 класс

«Изначально я поступил на “Математику” и не собирался переводиться на “Матинфо”, так как количество часов физики совпадало на обоих направлениях. Однако в течение года программа усложнилась, добавился Факультетский день на Факультете математики, и углубленной математики для меня стало слишком много. Вдобавок я увлекся информатикой и решил попробовать себя на “Матинфо”. Думаю, я достаточно быстро приноровился к темпам нового направления. Некоторые преподаватели остались теми же».

Мне показалось, на “Матинфо” скорость прохождения новых тем выше: на каждом уроке мы решаем много задач и на каждое же занятие нам задают домашнее задание. На “Математике” мы решали меньше задач, но они были гораздо сложнее.

 

Егор Данилов, 10 класс

«Я перешел на “Матинфо” с направления “Естественные науки”, так как заинтересовался профильной информатикой и захотел включить ее в свой учебный план. Сейчас моя нагрузка на один час в неделю меньше, а учиться сложнее. Так как углубленная математика — обязательная база на направлении, каждый день у меня стоит пара по алгебре или геометрии и на каждый же день есть домашнее задание по одному из этих предметов».

Кто обитает на «Матинфо»?

Собирательный портрет лицеиста с направления «Матинфо» — программист или физик-олимпиадник, не расстающийся с ноутбуком и толстым, исписанным теоремами задачником. Конечно, нельзя свести всех учащихся к одному карикатурному образу. На развеивание этого мифа направлен проект «Лица направления». Новая традиция направления — рассказывать яркие истории выпускников. В первую очередь, это помогает лицеистам в самоопределении, показывает реальные — и, что самое главное, разные — пути развития. Вдобавок к этому, проект создает сообщество выпускников и лицеистов, обеспечивает «преемственность поколений».

 

Юрий Викторович Быков, руководитель направления

«Я привожу в пример наших выпускников, которые поступали по ЕГЭ, чтобы объяснить, что это тоже возможный путь для достижения цели. На “Матинфо” мы не требуем от ребят становиться олимпиадниками, пусть и поощряем их успехи. Однако историй поступления по ЕГЭ тоже много: не обязательно выигрывать олимпиады, чтобы заниматься тем, что любишь».

не обязательно выигрывать олимпиады, чтобы заниматься тем, что любишь.

 

Анна Подпрятова, 10 класс

«За время обучения я выделила для себя несколько типов лицеистов на направлении. Это “бойцы”, которые стараются быть лучше каждый день и оттого периодически оказываются на грани выгорания, “удавы”, не привыкшие к нагрузке, и “маги”, совмещающие активную социальную деятельность с хобби и прилежной учебой. Думаю, обучаясь на “Матинфо”, лицеист сталкивается со всеми тремя состояниями время от времени. Главное, что он всегда знает, ради чего работает».

 

Александр Потапов, выпускник 2020

«Хотя “Матинфо” считается большим направлением, мне оно таким никогда не казалось. Учебные группы по английскому языку, математике и программированию обычно различаются, поэтому круг знакомств редко ограничивается только своим “классом”. К тому же, во время походов с одногруппниками на олимпиады или совместного пребывания на выездных школах волей-неволей со всеми общаешься, и в итоге сам не замечаешь, как знаком с каждым вторым на направлении. Получается дружный большой коллектив размером со все “Матинфо”».

ФГН, Факультет географии и Высшая школа бизнеса — это все «Матинфо»?

Поступая на “Матинфо”, важно понимать, что учеба здесь не обязывает к поступлению на ФКН или Физфак. Учиться на “Матинфо” и посещать ФД на ФГНе или Факультете географии — это нормально, кроме того, интересно.

В руках учащихся «Матинфо» ежегодно появляются дипломы перечневых олимпиад не только по математике, информатике и физике, но и по русскому и английскому языкам, экономике и обществознанию. Разнообразию учебных результатов соответствует разнообразие образовательных возможностей: в рамках ФД лицеисты посещают занятия на Факультете компьютерных наук, в Высшей школе бизнеса, на Факультете инженерной механики (РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина), Факультете математики, Факультете физики, МИЭМе. Факультет компьютерных наук — один из главных партнеров направления — привлекает дополнительным курсом на Python. Стандартная итоговая работа лицеистов на МИЭМе — проект по робототехнике, на занятиях изучается криптография и проектная инженерия. На Факультете гуманитарных наук учащиеся «Матинфо» вместе с лицеистами «Гуманитарного направления» проходят программу по введению в компьютерную лингвистику. В прошлом учебном году к списку программ-партнеров добавился Факультет географии и геоинформационных наук — и это не последнее нововведение в списке образовательных траекторий учащихся.

 

Анна Подпрятова, 10 класс

«Когда начался выбор Факультетского дня, лингвистика была самой непонятной мне сферой, я не могла проследить прямую связь с моим направлением. Изучив тему, я поняла, что именно это мне больше всего по душе.

Курс начинается с фундаментальной лингвистики — “теоретической подушки”, слабо связанной с математикой или информатикой, но без которой дальнейшее изучение предмета представляется невозможным. Например, мы обсуждали, видят ли иностранцы синий и голубой цвет как один blue, или просто не разделяют их на письме и почему нас корёжит от того, что тимьян и чабрец — одно и то же. С недавних пор мы решаем лингвистические задачки, в которых по предложениям с переводом стараемся понять, как устроены языки, пытаемся сами составить предложения на этих языках. Такие задачки требуют умения работать с информацией. Приятно наблюдать, как курс объединяет интересы диаметрально противоположных направлений — “Гуманитарного” и “Матинфо”».

 

Анастасия Саунина, 10 класс

«У многих может сложиться впечатление, что на “Матинфо” учатся только олимпиадники-программисты-информатики, но это не так. Направление многопрофильное, и лицеисты интересуются разными сферами. Здесь много ребят, которые так же, как и я изучают язык и ходят либо на профильный ФД на ФГНе, либо на электив по компьютерной лингвистике. На элективе дается меньше теории и больше практических навыков: ребята пишут коды для обработки текста, учатся строить графы. Для комплексного изучения предмета, пожалуй, стоит посещать обе дисциплины: потому я и отдала предпочтение “Матинфо”, когда выбирала между ним и “Гуманитарным направлением” — на “Гуме” нет электива».

Егор Данилов, 10 класс

«По четвергам я хожу на Факультетский день ФКН НИУ ВШЭ, где нам читает лекции замдекана факультета. На этих лекциях мы узнаем теорию, необходимую для будущей жизни в мире программирования. Каждую неделю занятие начинается с решения Яндекс-контестов на языке Python — этот язык является основным на ФД».

 

Приоритетная задача программ Факультетского дня на «Матинфо» — дать знания и навыки, которые лицеисты смогут применять на практике. На занятиях ребята «отрабатывают» свои навыки в интересующих их дисциплинах, теоретическая база для которых закладывается на парах в Лицее.

Дополнительные возможности на «Матинфо»

Юрий Викторович Быков, руководитель направления

«Выбирая информатику на профильном уровне, учащийся автоматически выбирает физику на базовом. Это ограничения учебного плана. Однако никто не препятствует — наоборот, мы содействуем — дополнительному изучению интересующих дисциплин в рамках олимпиадных факультативов и практикумов, включенных в вариативную часть учебного плана».

 

Лицеисты «Матинфо» работают с факультетами ВШЭ не только на ФД, но и во время дополнительных образовательных программ и мероприятий в течение всего учебного года. Организации содействуют как учащиеся и представители факультетов, так и выпускники направления.

  • Это полюбившиеся лицеистами математические боли и регаты, образовательные матигры «Домино» и «Слабое звено».

Ставшее традицией направления «Домино» проходит в марте десятого класса. Это математическая игра на решение задач, однако монотонное решение номеров на скорость она превращает в стратегические дебаты. Организацией «Домино» занимаются выпускники Лицея. Игра не только повышает среди учащихся уровень математической грамотности, но и учит получать удовольствие от математики.

 

Алиса Шиканян, выпускница 2020

«Математика на нашем направлении очень сильная.

Если в начале 10 класса я была уверена, что олимпиадная математика не для меня, то 11 класс я заканчивала с двумя дипломами перечневых олимпиад и 94 баллами на ЕГЭ.

На математике учили думать, анализировать. Этим предметом хотелось заниматься. Помогали в освоении математики и игры — регаты, «Домино», матбои. Решать в неких «соревновательных» условиях задачи оказалось интересно. Эти игры становились для нас мини-праздником математики, где можно и классно провести время, и поучиться. Самой запоминающейся игрой стало мое первое «Домино», где, вопреки стереотипам и ожиданиям, мы женской командой навязывали лидерство в течение всей игры и заняли итоговое третье место».

 

Семен Енцов, выпускник 2020

«В здании Лицея на Солянке большие холлы, где висят белые доски на всю стену: на них периодически возникают страшные формулы, сложные задачи от преподавателей или красивые рисунки. Когда наступало время математических игр, весь холл заставляли круглыми столиками, как на математической регате, и мы соревновались командами. Игры были необычные, нацеленные на работу в команде. Это очень теплые воспоминания»

 

  • Среди IT-соревнований на «Матинфо» распространены Хакатоны и CTF-соревнования.

Хакатон — это конкурс по разработке продукта или решению программной проблемы командой за ограниченное время. Команды направления «Матинфо» принимают участие в таких соревнованиях регулярно, зачастую их организаторами выступают крупные IT-факультеты.

CTF-соревнования — это состязания по компьютерной безопасности. Участникам предлагаются задания на криптографию, стеганографию, обратную разработку. В целях знакомства лицеистов с этим видом деятельности в Лицее действует факультатив по CTF, где учащиеся знакомятся с принципами работы сети и сайтов, криптографическими алгоритмами, работой памяти компьютеров и другими аспектами темы.

 

Артем Смирнов, 10 класс

 

«В Хакатоне я участвовал всего лишь раз — зато какой памятный. Это было соревнование по разработке игр GAMEDEVTECH-2020, организованное МИЭМ НИУ ВШЭ. Я до сих пор удивляюсь тому, как у нас с друзьями получилось в кратчайшие сроки создать сплоченную команду и за два дня подготовить рабочий продукт. В итоге участие принесло команде не только новый опыт и массу впечатлений, но и второе место, что весьма неплохо для первого раза».

 

  • До пандемии направление устраивало выездные летние и зимние школы в Вороново для учащихся, готовых посвятить каникулярные недели олимпиадной подготовке. Последние школы прошли в формате онлайн.

Семен Енцов, выпускник 2020

«Думаю, важно понимать, что, как хороши ни были бы пары по профильным дисциплинам, это — скорее фундамент, база. Если лицеист хочет развиваться на продвинутом уровне, побеждать в олимпиадах и конкурсах, ему стоит посещать факультативы направления и, если предоставится такая возможность, принимать участие в выездах»

Именно выезды внесли огромный вклад в мою подготовку: на неделю мы с одногруппниками забывали обо всем и посвящали время подготовке в приятной мотивирующей атмосфере.

На направлении действуют элективы и факультативы по программированию на C++ — общепринято «олимпиадном» языке программирования. На занятиях лицеисты практикуют не только основы программирования, но и тренируют алгоритмы, которые могут пригодиться им во время решения олимпиадных задач. Занятия ведут лицейские преподаватели и приглашенные гости. Помимо общих факультативов по подготовке к олимпиадам, лицеистам предлагаются факультативы по выработке специализированных навыков: например, в разработке мобильных приложений или компьютерной безопасности, для инженеров это факультатив по робототехнике, работающий на базе лицейских лабораторий. Каждый факультатив подразумевает наличие группы как для начинающих, так и для продвинутых, что покрывает нужды учащихся с разными навыками.

Где побеждают «матинфо»?

На нашем направлении высокий конкурс — это вынуждает быть в тонусе.

На «Матинфо», как и на других направлениях в Лицее, процветает олимпиадная культура, развитая среди учащихся и преподавателей. Например, некоторые контрольные работы по профильным дисциплинам проводятся в формате отборочных туров перечневых олимпиад: это не только результативно, но и интересно самим ребятам. У направления даже есть условный олимпиадный чек-лист из конкурсов, в учащиеся традиционно показывают высокие результаты. Это олимпиады Университета ИТМО, олимпиады СПБГУ по информатике и программированию, олимпиады ФизТех по математике и физике.

Лицеисты с «Матинфо» второй год подряд участвуют в Жаутыковской олимпиаде — международной олимпиаде казахстанских партнеров. В прошлом году ребята ездили в Казахстан, в нынешнем соревнование проводилось онлайн; однако статус международного состязания это не затронуло, и победители по праву продолжают гордиться своими успехами.

 

Юрий Викторович Быков, руководитель направления

«Это не означает, что, придя к нам на направление, учащийся вмиг станет победителем олимпиады “из списка”. Однако мы даем достаточно знаний, чтобы те, кто этого хотят и ради этого работают, могли победить».

Напутствие от лицеиста «Матинфо»

Анна Подпрятова, 10 класс

«Обучение на “Матинфо” — это опыт, который сложно заменить. Кому-то все любопытно и интересно, кому-то становится слишком сложно. У каждого свой образовательный путь и, соответственно, свой результат. Объединяет нас одно — осознание того, что все в наших руках».

Текст: Дарья Дячок 

Информатика

Благодаря компьютерным наукам для всех (CS4All) учащиеся Нью-Йорка научатся думать с помощью компьютеров, а не просто использовать компьютеры для передачи своих мыслей. Учащиеся будут развивать:

  • вычислительное мышление
  • решение проблем
  • креативность и
  • навыки критического мышления.

Они также научатся сотрудничать и строить отношения с коллегами, общаться и создавать с помощью технологий, а также лучше понимать технологии, с которыми мы ежедневно взаимодействуем.

Эти навыки будут иметь ключевое значение для успеха студентов в высшем образовании, на рынке труда 21-го века и за его пределами. В течение следующих 10 лет Министерство энергетики подготовит около 5000 учителей, которые предоставят образование в области компьютерных наук примерно 1,1 миллионам жителей города. школьники.

Почему важно образование в области компьютерных наук?

Информатика повсюду

Информатика не только необходима для большинства современных профессий и направлений обучения, но и доставляет удовольствие! Изучение основ компьютерных наук подготавливает учащихся к жизни в мире, в котором все больше доминируют технологии.

В компьютерных науках также много рабочих мест. Более 50% всех рабочих мест в области STEM (наука, технология, инженерия и математика) связаны с вычислениями. Студенты со степенью в области компьютерных наук являются одними из самых высокооплачиваемых выпускников колледжей, а количество вакансий по компьютерному программированию растет в два раза по сравнению со средним показателем по стране, но выпускников недостаточно, чтобы заполнить эти рабочие места!

Информатика знакомит студентов с:

  • Робототехника
  • Дизайн и разработка игр
  • Блочное и текстовое программирование
  • Данные и наука о данных
  • Физические вычисления
  • Веб-дизайн и разработка
  • и развитие
  • Деятельность Maker
  • Информатика может быть предметом семестрового курса, многолетней последовательности или быть включена в другие области содержания, такие как естествознание, математика или искусство.
Когда вы входите в класс информатики, вы можете найти студентов:

  • Совместная работа над решением проблем
  • Написание кода и адаптация существующего кода к своим собственным проектам
  • Работа с учителями и коллегами по устранению неполадок кода
  • Создание физических прототипов как часть процесса проектирования
  • Участие в неподключенных мероприятиях (которые не используют технологии), чтобы познакомить их с основами компьютерных наук
  • Использование онлайн-ресурсов для поиска примеров и ресурсов, помогающих в решении проблем

Как можно Я узнаю больше?

Учитесь вместе с ребенком! Информатика существует во многих формах.Следующие ресурсы отлично подходят для изучения концепций информатики:

Готовы учиться?

Попробуйте эти бесплатные уроки!

Хотите исследовать?

Попробуйте эти бесплатные сайты!

Ищете курсы?

Запишитесь на массовые открытые онлайн-курсы (МООК)!

Ресурсы для преподавателей

Учителя и другие преподаватели могут использовать нашу учебную программу и учебные материалы.

 

Основная учебная программа домашнего обучения онлайн для 10-го класса | Time4Learning

Посмотрите наши демонстрации уроков!

Когда вы настраиваете учебную программу для 10-го класса в соответствии с потребностями вашего ребенка в его основных курсах, факультативах и других выбранных интересах, вы делаете обучение более интересным и захватывающим.Вот почему многие родители выбирают онлайн-программу домашнего обучения для 10-го класса. Он гибкий, интерактивный и позволяет родителям создавать учебный план, соответствующий потребностям учащихся. Он также предоставляет возможность, которая нравится многим старшеклассникам, — обучение на своих компьютерах.

Если вы хотите узнать, чему должен научиться ваш 10-классник, как обучать десятиклассника на дому и почему Time4Learning является выбором для многих новичков и опытных учеников, обучающихся на дому, ознакомьтесь со следующей информацией.

Чему учатся десятиклассники?

Учащиеся 10-х классов должны не только сосредоточиться на своих основных предметах, таких как словесность, химия, всемирная история и геометрия, но и заняться факультативами и другими интересующими их темами, которые будут мотивировать их к обучению.
Ниже приведены некоторые концепции и навыки, на которых должна быть сосредоточена учебная программа 10-го класса: