Всемирная история новейшего времени — 1945-НачалоXXI — 2002
В дело победы советского народа в Великой Отечественной войне большой вклад внесла советская наука. Научные работники привлекались к разработке оборонных и народнохозяйственных проблем. Были созданы Академии наук в Узбекистане, Армении и Азербайджане, учреждены Академии медицинских и педагогических наук. Были разработаны способы скоростной плавки металла, получения высококачественных сталей, массового производства броневой стали.
Труды Иоффе, Курчатова, Келдыша, Александрова и других послужили основой для решения многих военно-техниче- ских проблем. В 1943 г. в Москве начал работать атомный центр во главе с Курчатовым.
Авиаконструкторы Ильюшин, Туполев, Яковлев, Лавочкин и другие создали новые высококачественные военные самолеты. В 1942 г. был испытан первый советский реактивный самолет конструкции Болховитинова. Гордостью советской техники стала реактивная артиллерия. Морозов, Кошкин, Котин
идругие создали танки Т-34, KB; Дегтярев, Токарев, Шпагин
идругие разработали новые образцы стрелкового оружия. Большое внимание уделялось народному образованию. На
развитии образования, науки и культуры в послевоенные годы сильно отразились последствия войны. Ценой огромных усилий народа была не только восстановлена сеть школ, но к 1950 г. их число на 9 тыс. превышало уровень 1940 г. В школах количество учителей увеличилось на 250 тыс. В 1945 г. были проведены первые экзамены на аттестат зрелости. В конце 40-х-начале 50-х годов был осуществлен переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Культуре также был нанесен огромный материальный ущерб. Были убиты или репрессированы видные деятели науки, культуры и образования.
Развивалась и высшая школа. За годы войны вузы и техникумы дали стране 840 тыс. специалистов.
Значительны были достижения ученых в области физики, химии, математики. Под руководством Курчатова советские ученые овладели тайной использования атомного оружия. Огромный вклад в мировую науку внесли П.Капица, С.Вавилов, М.Келдыш, А.Иоффе. В зародыше были пресечены как «буржуазные лженауки» кибернетика, волновая механика. П.Л.Капица и А.Ф.Иоффе были отстранены от административного руководства своими институтами. В кризисном состоянии оставалась биология, где открытия генетиков подвергались критике Т.Лысенко и его последователей. Большинство
studfiles.net
Всемирная история новейшего времени 1945-2005 Космач
Учебное пособие для 10 класса учреждений,
обеспечивающих получение общего среднего образования,
с русским языком обучения
с 12летним сроком обучения
Под редакцией доктора исторических наук, профессора Г. А. Космача
Допущено Министерством образования
Республики Беларусь
2е издание
Минск
«Издательский центр БГУ» 2006
УДК 94(100)«1945/2005»(075.3=161.1)
ББК 63.3(0)6я72
В84
А в т о р ы:
Г. А. Космач
— «Введение», § 2, 18—26, разделы по истории культуры к § 4—8;
Г. Г. Лазько
— § 1, 3—10; В. В. Тугай
— § 11—17
А в т о р м е т о д и ч е с к о г о а п п а р а т а
С. В. Панов
Р е ц е н з е н т ы:
зав. каф. истории нового и новейшего времени
Белорусского государственного университета, д-р ист. наук, проф. В. С. Кошелев;
зав. каф. истории древнего мира и средних веков
Белорусского государственного университета, д-р ист. наук, проф. В. А. Федосик;
ректор Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, д-р ист. наук, проф. М. Э. Чесновский;
учитель истории гимназии № 11 г. Минска А. А. Корзюк
Всемирная
история новейшего времени, 1945—2005 гг. : учеб. пособие для
В84 10-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения / Г. А. Космач, Г. Г. Лазько, В. В. Тугай ; под ред. Г. А. Космача. — 2-е изд. — Минск : Изд. центр БГУ, 2006. — 239 с. : ил.
ISBN 985-476-445-1.
УДК 94(100)«1945/2005»(075.3=161.1)
ББК 63.3(0)6я72
⎡ Оформление. РУП «Издательский центр БГУ», 2006
Учебное пособие состоит из трех разделов, рассказывающих о раз- витии стран и регионов мира во второй половине ХХ и начале ХХІ в. Учебное пособие и каждый раздел начинаются с общей характеристи- ки основных направлений политического и социально-экономическо- го развития регионов и государств современного мира. При изучении содержания параграфов необходимо соотносить конкретные истори- ческие факты с основными направлениями развития страны. Это по- может вам лучше понять и усвоить учебный материал.
Каждый параграф начинается с рубрики «Вспомните», которая выступает в роли своеобразного мостика между старым и новым мате- риалом. Насколько вы умеете использовать изученный материал, пока- жут ваши ответы на вопросы и задания в конце параграфа. Они, как правило, расположены по нарастающей степени сложности. Правиль- но проводить сравнение, доказательство, готовить устный развернутый ответ, давать характеристику историческим личностям вам помогут ме- тодические памятки, которые вы найдете в конце учебного пособия.
Содержание большинства параграфов состоит из основного и до- полнительного материала. При изучении основного материала вы встретитесь с новыми для вас историческими терминами, которые выделены курсивом. Их объяснение дается непосредственно в тексте параграфа или в «Словаре терминов» в конце учебного пособия. В дополнительном материале, обозначенном двумя звездочками (—), размещены исторические документы и материалы, относящиеся к изу- чаемым событиям.
Сведения об участниках исторических событий представлены в рубрике «Штрихи к политическому портрету».
Каждый раздел заканчивается уроком повторения и обобщения, который включает вопросы и задания, сформулированные в соответ- ствии с 10-балльной системой оценки. При определении результатов своей учебной деятельности придерживайтесь следующего правила:
«Умею — значит, знаю, не умею — значит, не знаю».
«Список рекомендуемой литературы» поможет интересующимся историей более глубоко изучить материал. «Хронологическая табли- ца» станет для вас своеобразным путеводителем по истории новейшего времени и поможет запомнить важнейшие исторические факты и даты.
Желаем успехов!
ВВЕДЕНИЕ.
Становление двухполюсного мира.
После окончания Второй мировой войны
mirznanii.com
Всемирная история 11 класс — Т.В. Ладыченко
Тема 1. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. МИР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
§1 Начало Второй мировой войны (1939. — июнь 1941 г.)
1. Причины, характер и периодизация Второй мировой войны.
2. Нападение Германии на Польшу.
3. Уходження Северной Буковины, Бессарабии, Латвии, Литвы, Эстонии в состав Советского Союза.
4. Советско-финская война.
5. Оккупация Германией Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии.
6. Разгром Франции. План «Морской лев».
7. Агрессия Германии на Балканах.
§2. Военные действия в 1941-1942 pp.
1.План «Барбаросса».
2.Нападение Германии на СССР.
3.Создание антигитлеровской коалиции.
4. Развитие событий на советско-германском фронте.
5.Война на Тихом океане и в Северной Африке.
§ 3 Оккупационный режим в порабощенных странах. Движение Сопротивления. Военные действия в 1943 г.
1. Нацистский «новый порядок» в Европе.
2.Холокост.
3.Движение Сопротивления его политическая направленность и формы борьбы.
4.Изменение статуса женщины в условиях войны.
5.Сталинградская битва, ее последствия и значение.
6. Разгром немецких войск на Орловско-Курской дуге.
§ 4 . Военные действия в 1944-1945 pp.
1. Наступательные операции Красной армии.
2. Освобождение территории СССР, переноса военных действий в Центральную и Восточную Европу.
3. Открытие Второго фронта в Европе.
4. Крымская (Ялтинская) конференция.
5. Военное поражение и капитуляция Германии.
6. Потсдамская конференция и ее решения.
7. Разгром Японии.
§ 5. Мир после Второй мировой войны
1. Итоги, последствия и уроки Второй мировой войны.
2. Изменения в мире, происшедшие в результате Второй мировой войны.
3. Создание ООН.
4. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии
5. Нюрнбергский и Токийский процессы.
§ 6. США в 40-60-х годах XX века.
1. Утверждение США как ведущей страны послевоенного биполярного мира.
2. Особенности экономического развития.
3. Усиление внутриполитической реакции.
4. Негритянский движение в 60-х годах XX века.
§ 7. США в 60-90-х годах XX века.
1. Внутренняя и внешняя политика администраций Кеннеди,Линдона Джонсона, Ричарда Никсона.
2. «Рейганомика».
3. Новая экономическая философия Билла Клинтона.
Тема 2. США И КАНАДА В 1945 Г. – В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.
§8. Внутриполитические и внешнеполитические приоритеты американских президентов XXI века.
1. Экономический подъем в конце XX — начале XXI вв.
2. Роль США в международных отношениях в конце XX — начале XXI вв.
3. Перспективы развития украинско-американских отношений.
§ 9. Канада
1. Положение страны после Второй мировой войны.
2. Проблема провинции Квебек.
3. Конституционная реформа 1982 г.
4. Социально-экономическое развитие страны в конце XX — начале XXI вв.
5. Украинцы в Канаде.
ТЕМА 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
§10. Особенности общественно-политического и экономического развития стран Западной Европы во второй половине XX — начале XXI вв.
1. «План Маршалла» и восстановление экономики.
2. Интеграционные процессы в Европе в конце XX — начале XXI вв. Вступление Украины в Совет Европы.
§11. Великобритания
1. Внутренняя и внешняя политика лейбористских и консервативных правительств в 40-70-х годах XX века.
2. Ликвидация Британской империи.
3. Тэтчеризм.
4. Современное положение в стране.
5. Украинско-британские отношения.
§ 12. Франция
1. Четвертая республика.
2. Становление Пятой республики. Шарль де Голль.
3. Франция в конце XX — начале XXI вв.
4. Отношения Франции с Украиной.
§13. Германия
1. Раскол Германии на ФРГ и ГДР.
2. Западногерманское «экономическое чудо».
3. Объединение Германии.
4. Достижения и проблемы.
5. Украинско-немецкие отношения.
§14. Италия
1. Провозглашение республики.
2. Итальянское «экономическое чудо».
3. Социально-экономическое и политическое развитие страны в конце XX — начале XXI вв.
ТЕМА 4. СССР. НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА
§15. Завершение эпохи Сталина. Хрущевская «оттепель»
1. Последствия Второй мировой войны. Восстановление экономики.
2. Общественно-политическая жизнь.
3. Обострение политической борьбы после смерти. Сталина.
4. Хрущевская «оттепель».
§ 16. Годы брежневского «застоя» (1964-1985). От «перестройки» до распада СССР
1. Общественно-политическая жизнь страны.
2. Дисидентський1 движение.
3. Приход к власти М. Горбачева. «Перестройка».
4. Либерализация общественной и культурной жизни.
5. Антигосударственный путч. Распад СССР в 1991 г.
§ 17. Россия и новые независимые государства в конце XX — начале XXI вв.
1. Переход России к рыночной экономике.
2. Внешняя политика России.
3. Украинско-российские отношения.
4. Особенности путей исторического развития стран Прибалтики, Беларуси, Молдовы, государств Закавказья и Центральной Азии.
ТЕМА 5. СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (1945 г. –НАЧАЛО XXI ВЕКА)
§18. Страны Центральной и Восточной Европы после Второй мировой войны
1. Установление просоветских режимов.
2. Создание системы мирового социализма.
3. Кризисные явления 1950-1970-х годов.
§19. Демократические революции. Трансформации посткоммунистического общества
1. Особенности осуществления революций в конце 80-х — начале 90-х годов XX века.
§ 20. Политические, экономические и социальные трансформации посткоммунистического общества
1. Трансформации в странах Восточной Европы.
2. Новая роль центрально — и восточноевропейских государств на международной арене.
ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ СТРАН АЗИИ,АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХІ ВЕКА.
§ 21. Ликвидация колоніалізму1, создание и развитие независимых государств
1. Распад колониальной системы. Этапы деколонизации.
2. Пути развития независимых государств Востока.
3. Новые индустриальные государства Запада.
§ 22. Япония
1. Послевоенное реформирование страны.
2. Японское «экономическое чудо».
§ 23.Китай
1. Провозглашение КНР.
2. Культ личности Мао Цзэдуна. Социально-экономические эксперименты китайских коммунистов.
3. Реформирование экономики Китая в конце XX — начале XXI вв.
§ 24. Индия
1. Победа народов Индии в борьбе за независимость.
2. Курс Джавахарлала Неру и Индиры Ганди во внутренней и внешней политике.
3. Развитие Индии в конце XX — начале XXI вв.
§ 25. Страны Африки и Ближнего Востока
1. Обретение независимости народами континента.
2. Крах апартеїду1 на юге Африки.
3. Образования государства Израиль.
4. Ближневосточная проблема и пути ее урегулирования.
§ 26.Страны Латинской Америки
1. Особенности социально-экономического и политического развития стран региона в послевоенное время.
2.Варианты революционного процесса: кубинская революция, революция в Чили.
3.Установление конституционного строя в странах Латинской Америки.
4.Украинцы в странах Латинской Америки.
ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 27. Возникновение и развертывание «холодной войны» в 40-80-х годах XX века.
1. Начало «холодной войны».
2. Международные кризисы и конфликты в 40-80-х годах XX века.
3. Советско-афганский конфликт.
4. Попытки разоружения.
§ 28. Окончание «холодной войны» (вторая половина 80-х — 90-е годы XX в.)
1.Предпосылки разрядки международной напряженности.
2.Советско-американские соглашения.
3.Новое политическое мышление.
4.Переход от конфронтации к сотрудничеству.
5.Вклад Украины в улучшение общей атмосферы безопасности в мире.
ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬУРЫ (1945 г. – НАЧАЛО ХХІ ВВ.)
§ 29. Основные направления НТР во второй половине XX века.
1. Выдающиеся научные открытия и их влияние на жизнь общества.
2. Формирование постиндустриального общества. Изменения в социальной структуре общества, качества жизни людей ведущих стран мира и стран, что развиваются.
§30.Основные течения в литературе и искусстве в послевоенные годы
1. Основные тенденции и направления в развитии литературы.
§31. Изобразительное искусство, музыка, театр, кино, архитектура, физическая культура и спорт
1. Основные течения в изобразительном искусстве.
2. Музыка.
3. Театр
4. Кино
5. Архитектура.
6. Развитие физической культуры и спорта.
h4>§ 32. Общая характеристика глобальных проблем современности
1. Актуальные проблемы человечества.
2. Экология: современное положение и перспективы.
3. Природные ресурсы.
4. Демографическая проблема.
5. Проблема международной безопасности в мире.
6. Проблема распространения неизлечимых болезней.
7. Проблема общего кризиса морали.
h4>§ 33. Пути преодоления нынешних проблем человечества
1. Поиски равновесия человека и среды.
2. Преодоление глобальных проблем современности.
h4>Краткий словарь понятий и терминов
schooled.ru
Всемирная история 11 класс
Тема 1. Вторая мировая война
Начало войны. События 1039-1941 гг
Военные действия в середине 1941-1942 гг
Ход войны в 1943 г.
Оккупационный режим в порабощенных странах. Движение сопротивления
Военные действия в 1944 г.
Завершение и итоги войны
Мир после Второй мировой войны
Тема 2. США и Канада
США в 1945-1960 гг
США в 1960-1970 гг
США в 1980-2006 гг
Тема 3. Страны Западной Европы
Особенности общественно-политического и экономического развития стран Западной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в.
Великобритания
Франция
Германия
Тема 4. СССР. Восстановленные и новые независимые государства
СССР в 1945-1953 гг
«Оттепель» 1953-1964 гг
Годы «застоя» (1964-1985 гг)
«Перестройка» и распад СССР (1985-1991)
Россия в 1990-2006 гг
Восстановленные и новые независимые государства
Тема 5. Страны Центральной и Восточной Европы
Установка тоталитарных режимов, социально-экономическое развитие и политическую жизнь во второй половине 40-90-х годах
Тема 6. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
Ликвидация колониализма, создание и развитие независимых государств
Япония
Китай
Индия
Страны Ближнего и Среднего Востока
Страны Юго-Восточной Азии
Страны Латинской Америки
Тема 7. Международные отношения во второй половине ХХ века
Международные отношения в 40-х — нач. 80-х гг
Курс от конфронтации к сотрудничеству
Тема 8. Культура второй пол. ХХ в. — Нач. XXI в.
Культура второй пол. ХХ в. — Нач. XXI в. Общая характеристика
Литература и искусство
Мир на грани двух тысячелетий
xn—-7sbfhivhrke5c.xn--p1ai